Аппликатурные правила в гаммах для фортепиано

Аппликатурные правила в гаммах для фортепиано

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До мажор

do-mazhor

До минор

do-minor

До диез минор

do-diez-minor

 До-диез мажор = ре-бемоль мажор

re-bemol-mazhor

Ре мажор

re-mazhor

Ре минор

re-minor

Ре диез минор

re-diez-minor

Ми мажор

mi-mazhor

Ми минор

mi-minor

Ми бемоль мажор

mi-bemol-mazhor

Ми бемоль минор

mi-bemol-minor

Фа мажор

fa-mazhor

Фа минор

fa-minor

Фа диез мажор

fa-diez-mazhor

Фа диез минор

fa-diez-minor

Соль мажор

sol-mazhor

Соль минор

sol-minor

Соль бемоль мажор

sol-bemol-mazhor

Соль диез минор = ля бемоль минор

sol-diez-minor

Ля мажор

lya-mazhor

Ля минор

lya-minor

Ля бемоль мажор

lya-bemol-mazhor

Си мажор

si-mazhor

Си минор

si-minor

Си бемоль мажор

si-bemol-mazhor

Си бемоль минор

si-bemol-minor

Аппликатура взята из учебного пособия Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. (1980)

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Аппликатурные правила в гаммах для фортепиано: 2 комментария

  1. Елена, здравствуйте! Очень рада, если материал вам подошёл! Заходите ещё в гости! ))

  2. Очень познавательно! Большое спасибо за статью и иллюстрации!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.