Расшифровка нот

Расшифровка нот

Как известно, называния нотам дал итальянский монах Гвидо д’Ареццо. Он провёл музыкальную реформу, связанную с музыкальной нотацией.

Из Википедии:

«Сольмизация (итал. solmisazione — по названию ступеней Гвидонова гексахорда соль и ми; также итал. solfisazione от позднелат. solfisatio) — способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени (главным образом, диатонического) звукоряда. В основе сольмизации лежит мнемоническое ассоциирование отношения отдельных ступеней звукоряда с комбинацией таких слогов; в наиболее частом случае используются слоги ut (с XVII века в части европейских стран заменён на do), re mi fa sol la.

Сольмизационные слоги заимствованы Гвидо из первой строфы гимна св. Иоанну «Ut queant laxis» (стихи Павла Диакона), при распеве которого начальные слоги стихотворных строк попадают на ступени восходящего натурального гексахорда (в латинской буквенной нотации: C-D-E-F-G-A).

Постепенно сольмизация по гексахорду Гвидо уступила место распеву гептахорда, рассматривавшегося как более естественный и логичный аналог октавных звукорядов европейских ладов. Введение слога do вместо ut для первой ступени гептахорда традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони, в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Седьмую ступень гептахорда Дони предлагал (там же) называть слогом bi. Слог si для седьмой ступени гептахорда, как это принято считать, был получен из последней строки гимна св. Иоанну (Sancte Iohannes).

Существовали и другие исторические формы сольмизации. Например, во второй половине XVI века фламандскими музыкантами (предположительно Хубертом Вальрантом) была разработана семиступенная октавная сольмизация со слогами bo ce di ga lo ma ni (первые шесть соответствуют гвидоновым воксам ut re mi fa sol la). Эту систему (которая в англоязычной литературе именуется ныне bocedization) в XVII веке активно пропагандировали видные немецкие учёные Зет Кальвизий и его ученик Иоганн Липпий.

Различают абсолютную сольмизацию (обозначение абсолютной высоты музыкальных звуков специальными слогами), релятивную сольмизацию (интервальные функции звукорядов модальных ладов) специальными слогами, ритмическую сольмизацию (обозначение ритмических элементов — длительностей, позиций звуков в ритмическом контексте — специальными слогами), исполнительскую сольмизацию (обозначение специальными слогами ритмических оборотов и приёмов звукоизвлечения, например, в индийской или японской системе музыкальной педагогики при игре на ударных).

Иногда слово «сольмизация» понимают как синоним слова сольфеджио.

Благодаря авторитету Гвидо, латинская октавная буквенная нотация (первые свидетельства которой относятся к началу XI века, чуть раньше Гвидоновых трактатов), в которой использовались первые семь букв латинского алфавита (ABCDEFG), утвердилась как общепринятая в западной Европе, позже была воспринята в России, в США и ряде других стран, и сохраняет свою актуальность до наших дней.»

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.