Орлов Г. Советский фортепианный концерт (1954)

Орлов Г. Советский фортепианный концерт

Орлов Г. Советский фортепианный концерт (1954)

ОТ АВТОРА

Достижения советской музыки в области концертного жанра значительны. Поэтому назрела необходимость подытожить и обобщить пройденный путь. Этого настоятельно требует также неуклонно растущий интерес советских слушателей к данному жанру. Однако успехи советского инструментального концерта и основные проблемы, связанные с ним, до сих пор не получили достаточно полного освещения ни в теоретическом музыкознании, ни в популярно» литературе о музыке.

Настоящая работа, задуманная в научно-популярном плане, призвана явиться первым шагом в этом направлении. Она вводит в круг важнейших вопросов, связанных со спецификой фортепианного концерта и его классическими традициями, характеризует основные этапы и пути развития советского концерта и его лучшие образцы.

Первая глава книги посвящена характеристике традиций русского классического концерта. Оценки произведений, содержащиеся в этой главе, естественно, не могут претендовать на глубину и полноту анализа. Задача состоит в том, чтобы на основе исторического опыта русского классического концерта познакомить читателя со спецификой инструментально-концертного жанра, его возможностями и закономерностями. Знакомство с особенностями классического концерта необходимо для понимания путей развития советского концерта и верной оценки его новаторских достижений и существенных недостатков.

Вторая глава содержит краткий исторический очерк, в котором намечаются две вершины в развитии советского фортепианного концерта: вторая половина 30-х годов и рубеж 40—50-х годов.

Лучшим образцам советского фортепианного концерта посвящена третья глава. В ней даны краткие аналитические очерки восьми концертов, сыгравших наиболее важную роль в развитии жанра: здесь рассматриваются концерты Д. Кабалевского (Первый и Второй), А. Баланчивадзе (Первый), А. Хачатуряна, Г. Гасанова, О. Тактакишвили, Т. Николаевой и «Героическая баллада» А. Бабаджаняна. В этом обзоре речь идет сначала о русском, затем армянском, грузинском и дагестанском концертах.

И, наконец, заключение касается ряда теоретических вопросов, связанных с задачами успешного развития советского концерта. Наряду с положительными новыми явлениями в заключении анализируются некоторые ошибочные тенденции, наметившиеся в отдельных концертах последних лет.

Область советского концерта сложна, обширна и мало изучена. В рамках настоящей работы невозможно исчерпать весь круг вопросов, тем более потому, что важнейшие из них выходят за рамки концертного жанра и относятся к общим вопросам музыкальной эстетики.

Автор сочтет свою задачу выполненной, если предлагаемая работа будет содействовать более широкому знакомству слушателей с достижениями советского фортепианного концерта и дальнейшему изучению концертного жанра.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.