Камаева Т. Чтение с листа на уроках фортепиано

Камаева Т. Чтение с листа на уроках фортепиано

Камаева Т. Чтение с листа на уроках фортепиано

Предисловие

«Назовите пять наиболее распространенных ошибок учащихся при чтении нот с листа» — с таким вопросом мы на протяжении нескольких лет обращались к опытным педагогам, преподающим фортепиано в ДМШ и ДШИ. Ответы их с удивительной и где-то даже настораживающей точностью из года в год повторялись. Наиболее часто они звучали так:

• элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

• игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

• потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим;

• невнимательность к динамическим знакам;

• пренебрежение знаками агогики.

Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того — без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного учреждения — это нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями — популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами.

Между тем отечественная фортепианная педагогика обладает колоссальной методической базой. Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей из разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу русской интеллигенции.

В советское время в системе ДМШ чтение с листа находилось в числе обязательных форм работы, и, начиная с 4 класса, оценивалось отдельной отметкой на ежегодном техническом зачете. Существовали специальные пособия и даже хрестоматии по чтению с листа с детальной и продуманной программой по усложнению этой формы работы.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы, жизнеспособность которых может проверить только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а потому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачету) или вовсе исчезают. Зачастую часы по специальности приходится «делить» с синтезатором — инструментом, стремительно входящим в музыкальную практику.

Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60—80-х годов прошлого века. Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат — современному ребенку очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это качество — умение продолжительно концентрировать внимание — чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой и страх.

Первая часть игрового курса состоит из заданий. Их порядок и расположение подчинены первоочередным задачам: снять психологический «зажим» у ребенка перед чтением нот с листа и сделать это занятие по возможности увлекательным. Достигаются эти задачи с помощью определенных приемов.

1. Увлекательная и дозированная форма подачи материала позволяет разделить сложную для ребенка задачу комплексного восприятия нотного текста на ряд простых, и что очень важно, заведомо выполнимых задач. Сам факт того, что ребенок может решить поставленную перед ним задачу самостоятельно, часто является для него достаточным стимулом для движения вперед. Кроме того, каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет педагог. Однако оценка в данном случае не столько форма контроля, сколько дополнительный способ поощрить ребенка (все ученики любят получать «пятерки»).

2. Задания усложняются очень постепенно. В первую очередь активизируется внимание ребенка и постепенно автоматизируется исполнение отдельных элементов нотного текста, затем развивается его нотный глазомер и закладываются основы целостного восприятия текста. Для этого от задания к заданию перед учащимся ставятся разные задачи: вначале, например, точно следовать ключевым знакам, затем, после того как ученик самостоятельно фиксирует их, выполнять динамические оттенки, выдерживать единый темп произведения и т. д. Важно, чтобы ребенок справлялся с заданиями, читая партии сразу обеих рук, и ни в коем случае не разбирал партию каждой руки отдельно!

3. Порядок тем в пособии отличается от того, как они следуют, например, в курсе теории музыки. Это объясняется тем, что все упражнения направлены на развитие навыка быстрого визуального считывания информации, зафиксированной в нотном тексте. Так, задания, направленные на зрительное восприятие и моторное освоение отдельных интервалов и созвучий, чередуются с заданиями, иллюстрирующими разные принципы организации фактуры. Помимо сведений о графическом «портрете» того или иного интервала или аккорда приводится их типовая аппликатура (где это возможно).

4. Текст пособия в основном обращен непосредственно к учащемуся. Он состоит из заданий, где максимально понятно формулируется определенная задача, которую ученику предстоит решить, и помещенных в рамку правил. Комментарии для педагогов выделены более мелким шрифтом.

5. В качестве дополнительной формы работы рекомендуется использовать известный прием «слепой игры» на фортепиано. Для этого руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги (рис. 1). Тем самым у ребенка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать свое внимание с нот на клавиши и обратно. Нотные примеры, в которых эта форма работы уместна и не вызовет особых затруднений у ребенка, отмечены специальным значком .

Основная работа с пособием должна проходить на уроке. Важно, чтобы учащийся усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под контролем педагога. Пройденный таким образом материал может быть задан на дом с целью повторения и закрепления освоенных навыков. Необходимым условием успешного применения пособия является его систематичное использование на каждом уроке (5—7 минут — именно столько времени обычно требуется для выполнения одного задания).

Вторая часть пособия — хрестоматия, пьесы в которой подобраны в соответствии с порядком следования тем в первой части. Материал, представленный в хрестоматии, имеет своеобразный «учебный ценз» — он приближен к уровню сложности 4—5 классов ДМШ. Репертуар обладает некоторой спецификой.

• В большинстве своем это пьесы программные, с ярким образным содержанием, что вызывает дополнительный интерес ребенка к «читаемому» произведению.

• Для того чтобы ребенок не терял уже сформированные навыки, произведения в хрестоматии выстроены с учетом пройденного материала. Иными словами, в каждой пьесе помимо навыка, который отрабатывается в данный момент, встречаются хорошо знакомые учащемуся элементы музыкальной ткани (мелодические клише, интервалы, аккорды). Понятно, что в пьесах все они даны не в столь концентрированном виде, как в заданиях. Сделано это специально для того, чтобы ребенок справлялся с текстом практически на все 100% и получал от процесса чтения удовольствие.

Порядок использования хрестоматии регламентируют таблицы-дневники, помещенные в конце каждого тематического блока игрового курса (с. 19, 30, 36, 42, 58). В них же заносится результат исполнения — оценка с обязательной подписью учителя, что, безусловно, дополнительно мобилизует внимание ученика. Пьесы рекомендуется исполнять по одной на уроке и в том порядке, который обозначен в таблице-дневнике.

Для развития у ребенка навыка опережающего чтения нотного текста рекомендуется использовать бегунок. Как изготовить это несложное приспособление и как с ним работать — описано в Правилах игры (с. 59).

Очень важно в процессе занятий постоянно апеллировать к слуховому и исполнительскому опыту учащегося: хорошо, если ученик все время убеждается в полезности навыков чтения с листа при работе над основным репертуаром по специальности.

Пособие может быть использовано в ДМШ и ДШИ (3—7 классы), в других учреждениях дополнительного образования (студиях эстетического воспитания, дворцах детского творчества, клубах), а также в практике домашнего музыкального образования. Кроме того, это пособие может быть интересно и взрослым любителям музыки, желающим быстро развить навык чтения музыкального текста.

Данная методика успешно апробирована в Центре развития творческих способностей «Доминанта» (г. Москва). Авторы выражают искреннюю благодарность Е. Ю. Зверевой, а также педагогам и учащимся Центра — Ж. А. Борововой, М. Ч. Абдрахимову, Е. Д. Ерошок, Ю. А. Камаевой, Н. В. Кононовой, К. Г. Тюхтяевой, И. А. Учителю и Д. Н. Яновенко. Читать далее

 

Рекомендуем:

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио

Чтение с листа. Пособие для юного пианиста

Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности