Ноты для фортепиано композитора
Константина Сорокина
Имя Константина Степановича Сорокина (род. в 1909 г.) широко известно среди музыкальной общественности. Отличный музыкант-воспитанник таких прославленных мастеров, как К. Н. Игумнов и А. Н. Александров — Сорокин в своем творчестве обращается к самым различным жанрам симфонической и камерной музыки.
Его перу принадлежат: Народная оратория «Россия» для солистов хора и оркестра на слова А. Прокофьева, хореографическая сказка «Гадкий утенок» по Андерсену (в двух сюитах) для симфонического оркестра, Поэма-увертюра памяти Владимира Ильича Ленина, Пассакалия и Фуга для симфонического оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром, Соната для скрипки и фортепиано, вокальный цикл «Из русской поэзии» (на стихи Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева) цикл на слова Шелли, свыше 50 обработок народных песен для голоса и фортепиано (русских, украинских, венгерских, румынских, японских, французских, норвежских, шведских, датских, финских, болгарских) и много других произведений.
Высокая пианистическая культура К. Сорокина во многом определила его творческий путь как композитора. Не случайно его многие лучшие сочинения написаны именно для фортепиано.
В концертно-исполнительский и педагогический репертуар пианистов вошли его Соната-баллада, сонатины, концертные этюды, сюита для двух фортепиано, три альбома педагогических пьес для детей и юношества, циклы вариаций и ансамблей, этюдов и полифонических произведений.
С фортепиано связана и другая сторона деятельности Сорокина — редакторская. В данной вступительной статье трудно перечислить все классические произведения, составляющие золотой фонд мировой музыкальной литературы, отредактированные К. Сорокиным.
В его редакции издано полное собрание фортепианных сочинений Балакирева, Дебюсси, Равеля, восстановлены по автографам и впервые опубликованы партитура и клавир концерта для фортепиано с оркестром М. Балакирева, полифонические пьесы Н. Римского-Корсакова и многое другое.
В предлагаемый сборник помещены педагогические пьесы композитора, написанные им для учащихся средних и старших классов ДМШ.
В этих пьесах юный пианист найдет богатейший материал для развития своего музыкального мышления и исполнительского мастерства.
Причина популярности и успеха фортепианных сочинений Сорокина для детей в яркости мелодических образов и красочной гармонизации, в логике музыкального развития и лаконичности формы, в чувстве национальных ладовых и ритмических особенностей народной музыки. К. С. Сорокин пишет для детей всерьез, без покровительственной небрежности. В его сочинениях, полных искренности и теплоты, живет «страна далекого детства», именно живет, а не изображается.
А. САМОНОВ (из аннотации к сборнику «ПЬЕСЫ для фортепиано» (изд. 1968 г.)
Сорокин К. АРАБЕСКА
Сорокин К. АРАБЕСКА _ Allegretto
Сорокин К. АРАБЕСКА _ Соч. 25 № 12
Сорокин К. АРИЕТТА
Сорокин К. БЕЗЗАБОТНАЯ ПЕСЕНКА
Сорокин К. БУРЛЕСКА
Сорокин К. В ДУХЕ МЕНУЭТА
Сорокин К. В ЛОДКЕ
Сорокин К. В ПОХОД
Сорокин К. В ПОХОДЕ
Сорокин К. В РАЗДУМЬИ
Сорокин К. В СУМЕРКАХ
Сорокин К. В ТЕАТРЕ КУКОЛ
Сорокин К. ВАЛЬС
Сорокин К. ВАЛЬС _ си минор
Сорокин К. ВАРИАЦИИ на русскую народную тему
_ соч. 10 № 1
Сорокин К. ВАРИАЦИИ на украинскую народную песню _ соч. 10 № 2
Сорокин К. ВАРИАЦИИ на белорусскую народную песню _ соч. 10 № 3
Сорокин К. ВЕНГЕРСКАЯ МЕЛОДИЯ
Сорокин К. ВЕНГЕРСКИЙ НАПЕВ_Концертный этюд
_ соч.22
Сорокин К. ВЕСЁЛАЯ ИГРА _ Маленькая фуга
Сорокин К. ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ _ СОЧ. 103
Сорокин К. ВЕТЕРОК
Сорокин К. ВЕЧЕР
Сорокин К. ВОСПОМИНАНИЕ _ соч. 25 № 15
Сорокин К. ГАВОТ
Сорокин К. ГАВОТ _ фа минор
Сорокин К. Гурзуф_ НОЧЬ
Сорокин К. ДВА ТАНЦА _ соч. 16
Сорокин К. Детский уголок. 24 пьесы для фортепиано
(1-4 классы ДМШ)
Сорокин К. ЖАЛОБА _ соч. 25 № 13
Сорокин К. ЗАДУШЕВНАЯ ПЕСНЯ
Сорокин К. ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ
Сорокин К. ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ
Сорокин К. ИНТЕРЛЮДИЯ
Сорокин К. ИНТЕРМЕЦЦО
Сорокин К. ИНТЕРМЕЦЦО (2) _ до мажор
Сорокин К. ИНТЕРМЕЦЦО (3)_ до мажор
Сорокин К. ИНТЕРМЕЦЦО _ Moderato semplice
Сорокин К. ИНТЕРМЕЦЦО _ до мажорСорокин К. ИРАНСКИЙ НАПЕВ
Сорокин К. КАРТИНКА
Сорокин К. КЛОУНАДА _ соч. 25 № 14
Сорокин К. ЛЕС ШУМИТ
Сорокин К. ЛИРИЧЕСКАЯ СОНАТИНА _ соч. 29
Сорокин К. ЛИСТОК ИЗ АЛЬБОМА
Сорокин К. ЛИСТОК ИЗ АЛЬБОМА _ ре минор
Сорокин К. МАЗУРКА
Сорокин К. МАЗУРКА _ Соч. 25 № 10
Сорокин К. МАЛЕНЬКАЯ ЖИГАСорокин К. МАЛЕНЬКАЯ ИДИЛЛИЯ
Сорокин К. МАЛЕНЬКАЯ ТОККАТА
Сорокин К. МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС
Сорокин К. МАЛЕНЬКИЙ ТАНЕЦ _ соч. 113
Сорокин К. МЕЛОДИЯ
Сорокин К. МЕЛОДИЯ _ ля мажор
Сорокин К. МЕЛОДИЯ_ соль минор
Сорокин К. НА СПОРТИВНОЙ ПЛОЩАДКЕ _ Этюд
Сорокин К. НАИГРЫШ
Сорокин К. НОВЕЛЛЕТТА
Сорокин К. ОБЛАКА ПЛЫВУТ
Сорокин К. ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
Сорокин К. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ
Сорокин К. ОТГОЛОСКИ ВАЛЬСА
Сорокин К. ПАВАНАСорокин К. ПАСТОРАЛЬНАЯ СОНАТИНА
Сорокин К. ПЕРВЫЕ ОГОРЧЕНИЯ
Сорокин К. ПЕСНЯ С ВАРИАЦИЯМИ _ соч. 11
Сорокин К. ПИНГ-ПОНГ
Сорокин К. ПЛАВНЫЙ ТАНЕЦ
Сорокин К. ПЛЯСКА _ соч. 29 № 2
Сорокин К. ПОЭМА
Сорокин К. ПРЕЛЮДИЯ
Сорокин К. ПРЕЛЮДИЯ _ AllegrettoСорокин К. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА _ ор. 24
Сорокин К. ПРИЧУДЛИВЫЕ СНЫ
Сорокин К. ПРОГУЛКА
Сорокин К. ПРОГУЛКА _ соч. 25 № 11
Сорокин К. ПРОСТОДУШНАЯ ПЕСЕНКА
Сорокин К. ПЯТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДОВ _ соч. 15
Сорокин К. РАДОСТНОЕ ИЗВЕСТИЕ
Сорокин К. РОДНОЙ НАПЕВ
Сорокин К. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Сорокин К. СВЕТЛОЕ ВОСПОМИНАНИЕ
Сорокин К. СЕВЕРНАЯ ПЕСНЯ
Сорокин К. СЕКУНДЫ
Сорокин К. СЕМЬ БОЛГАРСКИХ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ _ соч. 37
Сорокин К. СЕРЕНАДА
Сорокин К. СЕРЬЁЗНЫЙ РАССКАЗ
Сорокин К. СКАЗКА
Сорокин К. СКАЗКА _ соч. 25 № 16
Сорокин К. СКЕРЦО
Сорокин К. СОНАТА_ средней трудности_ соч. 12Сорокин К. СОНАТА-БАЛЛАДА_ соч. 13
Сорокин К. СОНАТИНА
Сорокин К. СОНАТИНА № 1_ соч. 9
Сорокин К. СОНАТИНА № 3 _ соч. 18
Сорокин К. ТАНЕЦ _ соч. 29 № 1
Сорокин К. ТАНЕЦ _ СОЧ. 114
Сорокин К. ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ
Сорокин К. ТИХИЙ ВЕЧЕР
Сорокин К. ТОККАТА _Концертный этюд _ соч. 22 № 2
Сорокин К. ТРИ ВЕНГЕРСКИЕ МЕЛОДИИ _ соч. 25
Сорокин К. ТРИ РУМЫНСКИЕ МЕЛОДИИ _ соч. 25
Сорокин К. ТРИ ТАНЦА _ МЕНУЭТ, САРАБАНДА и ГАВОТ_ соч. 30
Сорокин К. ФОНТАН _КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК
_ Соч. 25 № 17
Сорокин К. ФУГА-ПЕСНЯ_ соч. 3 № 2
Сорокин К. ФУГЕТТА
Сорокин К. ФУГЕТТА _ Allegro
Сорокин К. ШАЛУНЬЯ
Сорокин К. ЭТЮД
Сорокин К. 24 прелюдии и фуги, соч. 75 (1977)
Сорокин К. ЮНОШЕСКИЙ КОНЦЕРТ -для ф-но с орк. _ перел. для двух ф-но автора
Сорокин К. РАССТАВАНИЕ _ Танго
Сорокин К. В ПОЛУСНЕ
Выход из печати сборника избранных фортепианных произведений К. Сорокина приурочен к шестидесятилетию этого талантливого композитора, творчество которого завоевало признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Уроженец села Левада (на Подольщине), Константин Степанович Сорокин еще будучи юношей учился игре на фортепиано и теории композиции в Киевской консерватории, где в 1929 году были впервые исполнены его фортепианные произведения.
Переехав в Москву, К. Сорокин поступил в класс специального фортепиано проф. К. Н. Игумнова и именно по этому классу окончил Московскую консерваторию в 1934 году, пройдя затем под руководством своего прославленного учителя и курс аспирантуры. Сочетая концертную деятельность с педагогической, К. Сорокин неизменно следовал заветам игумновской школы, передавая своим ученикам стремление к естественному, свободному развитию музыкальных образов, к «симфонизации» и многоплановости звучания фортепиано.
Это стремление ярко проявилось и в комозиторском творчестве К. С. Сорокина, наиболее значительными достижениями которого следует признать посвященные В. В. Софроницкому Пять концертных этюдов ор. 15, Концерт для фортепиано с оркестром (1967) и Четыре сонаты для фортепиано, создававшиеся в 1950—1957 годах, в период, когда особенно сильно начало ощущаться тяготение композитора к крупным формам, не ослабевавшее и в дальнейшем. Так, вслед за «Торжественной увертюрой» для большого симфонического оркестра, посвященной памяти В. И. Ленина (1964), К. Сорокин создает ораторию «Россия» для солистов, хора и оркестра на текст А. Прокофьева, а в 1962 году — двухчастную хореографическую сказку «Гадкий утенок» на сюжет Андерсена (партитура одной из частей этой поэмы, помеченная ор. 38, вышла под названием «Вальс» в 1966 году).
В крупных произведениях К. С. Сорокина, получившего специальное композиторское образование под руководством таких выдающихся мастеров, как Б. Н. Лятошинский и А. Н. Александров, в полной мере проявляется свободное владение всем арсеналом средств вокальной и инструментальной выразительности. Это присуще и многочисленным миниатюрам композитора, создавшего, в частности, 24 прелюдии и три сборника фортепианных пьес средней трудности. Не менееплодотворно работает К. С. Сорокин и в области вокальной лирики: им созданы вокальные циклы на тексты Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Шелли, Тютчева и около 60 обработок русских, украинских, венгерских, румынских, японских народных песен для голоса и фортепиано.
Народный мелос постоянно привлекает внимание композитора. Можно назвать, например, его «Лирическую сонатину» для фортепиано ор. 29. Главная тема этой сонатины взята из известного собрания казахских народных песен А. Затаевича. Однако здесь, так же как и в других случаях, композитор далек от фольклорной стилизации. Это подлинно русская музыка, обогащенная интонациями и мелодиями иного национального происхождения, но органически сочетающимися с глубоко своеобразной основой звуковой ткани.
Говоря об этом своеобразии, мы имеем в виду прежде всего самобытность творческого облика К. С. Сорокина, преемственно связанную с традициями русской музыки, получающими столь блистательное развитие в советский период. Очень трудно, разумеется, в немногих словах дать характеристику творческой индивидуальности композитора. Но в музыке К. С. Сорокина, будь то большая симфоническая партитура, вокальная или инструментальная миниатюра, всегда ощущается стремление к поэтизации музыкальных образов, к возможно более широкому диапазону их эмоционального содержания, к той отточенности мастерства, которая придает особое обаяние творчеству композитора.
Это обаяние присуще всем пьесам, вошедшим в публикуемый сборник, и в той или иной мере очерчивающим творческий путь композитора. Уже в Сонате-балладе ор. 13 эпическая сосредоточенность сочетается с драматическими порывами, свойственными также и Танцу ор. 16 № 2, где благодаря этому раздвигаются границы жанра, определенного названием пьесы. В Третьей сонатине ор. 18 преобладают лирические настроения, которые характерны и для Венгерского напева ор. 22 Яр 1, тогда как Токката, входящая в этот же opus, отличается стремительной импульсивностью. Своеобразие творческого облика композитора сохраняется и в упоминавшихся уже Концертных этюдах, и в Танцевальных пьесах (ор. 29 и 30а), и в цикле «Семь болгарских народных мелодий» ор. 37, также включенных в этот авторский сборник.
Игорь Бэлза
(аннотация к сборнику «Сорокин К. Сочинения для фортепиано»)
Сорокин К. В цирке
Сорокин К. Верёвочка
Сорокин К. Грустная песенка
Сорокин К. Маленький танец
Сорокин К. Родной напев
Сорокин К. ЗАДУШЕВНАЯ ПЕСНЯ _ соч. 23 № 1Сорокин К. Пионерское шествие _ соч. 4 № 23
Сорокин К. ПАССАКАЛИЯ И ФУГА _ Соч. 100 № 1Сорокин К. ВАРИАЦИИ НА БОЛГАРСКУЮ ТЕМУ
_ соч. 85 № 3Сорокин К. СОНАТИНА _ соч. 85 № 2Сорокин К. ПЕСНЯ С ВАРИАЦИЯМИ_ Соч. 104 № 1Сорокин К. СОНАТИНА-ПЕСНЯСорокин К. БАЛЕТНЫЙ ТАНЕЦ _ Танец Кота из балета ‘Гадкий утёнок’ по Г.Х. Андерсену
Сорокин К. ТАНЕЦ ПАВЛИНА _ из балета Гадкий утёнок (по Г.-Х. Андерсону)Сорокин К. ТАНЕЦ ПАВЛИНА _из балета Гадкий утёнок _ соч. 25 №7
Сорокин К. ТАНЕЦ ПТИЦ _ из балета Гадкий утёнок _ соч. 25 № 8
Сорокин К. ПОЛЬКА _ из балета Гадкий утёнок
_ соч. 25 № 9
СОРОКИН Константин Степанович — русский советский композитор — родился 11.1.1909 года в селе Левада (на Подольщине). Окончил Киевскую и Московскую консерватории по классу специального фортепиано и композиции у К. Игумнова и Ан. Александрова. Среди его произведений: «Народная оратория «Россия»; поэма-увертюра памяти В. И. Ленина, «Пассакалия и фуга», хореографическая сказка «Гадкий утенок» для симфонического оркестра; 2 концерта для фортепиано с оркестром; романсы, песни, хоры; инструментальные пьесы; множество фортепианных произведений (большое место занимают пьесы для детей и юношества); обработки народных песен; музыка к театральным постановкам.
[А. Бакулов]