Кузнецова Т. «Маленькие хитрости и хорошие привычки» для начинающих пианистов

Кузнецова Т. «Маленькие хитрости и хорошие привычки»

(для тех, кто преодолел азы начального обучения)
  • В занятиях музыкой стремись быть активным, иди к цели прямым путем. Пассивность в работе затягивает сроки овладения сочинением и ведет к ослаблению интереса к нему.
  • Как перестать бояться играть на сцене? Своей игрой ты доставляешь радость слушающим тебя, играй сам с удо­вольствием и страх отступит.
  • Некрасиво звучит мелодия, «барахтающаяся» или «уто­нувшая» в аккомпанементе. Один из способов «спасения» мелодии: играй аккомпанемент без подъема пальцев, а мелодию чуть с преувеличенным подъемом.
  • Часто встречающийся недостаток детской игры — не­дружное звучание в аккордах (в партии одной руки или между двумя руками). Слушай себя, воспитывай свой слух, и руки послушно будут выполнять требования ушей. Поучи отдельно интервалы, составляющие аккорд, держи кончики пальцев в одной плоскости, для этого поиграй на столе. Ищи удобные приемы исполнения — «в клавиатуру», «из клавиатуры»; позаботься о ровной, ритмичной игре каждой руки, об опорных точках. Пред­ставь себе, что у тебя одна рука с десятью пальцами, сцепив первые пальцы обеих рук.
  • Случается, что в трезвучиях появляются лишние звуки, задевают клавиши неиграющие пальцы. Положи карандаш с тыльной стороны ладошки над 3-м пальцем так, чтобы второй и четвертый пальцы нависли над карандашом. Больше клавиш они касаться не будут. Так слон держит хоботом бревно (здесь два хобота).
  • Случайные знаки альтерации нередко бывают причиной ошибок, особенно в многозвучных аккордах. Мысленно помести внутрь диеза, бемоля, бекара нотку — ошибка будет исключена.
  • При игре гамм, этюдов или произведений с синхронным движением обеих рук ориентируйся на темповые воз­можности более слабой руки (чаще — левой), тем самым ты избежишь расхождения рук.
  • Скорость игры часто зависит от быстроты отскока от кла­виши отыгравшего пальца. Не вязни в клавишах лени­выми пальцами!
  • Не «обкусывай» концы фраз, дослушивай их, когда рука уже идет вверх, а палец чуть запаздывает.
  • Живой и гибкой делает музыку «чуть». Нельзя ускорять, но можно устремляться, нельзя замедлять, но можно успокаиваться, удаляться. Позже ты познакомишься с понятиями «микродинамика», «микроритм».
  • Долгая нота берется с большей силой, чтобы она не ис­таяла преждевременно. Чем длиннее нотка, тем ярче ее надо сыграть.
  • Вальсовый аккомпанемент хорошо вначале поиграть двумя руками, распределив его таким образом: левая играет бас, правая подстраивает чуть тише аккорды. До­бившись нужного звучания, сохрани его при игре одной рукой, при этом бас берется движением «в клавиатуру», аккорд — «из клавиатуры». Оба движения объединены соответствующей пластикой.
  • Приучись к правильной аппликатуре в аккомпанемен­тах: бас берется 5-м пальцем, в последующем аккорде нижнюю ноту берет 4-й или 3-й палец. Это отражается на естественном движении руки и, главное, звучании.
  • Если есть возможность, занимайся музыкой в два приема с промежутком 6 часов (чуть более или менее). Этим ты обеспечишь более быстрое продвижение.
  • Переход от мелких длительностей к более крупным может представлять некоторую трудность, особенно для детей ма­ленького возраста. За такт или ранее мысленно укрупни деление в соответствии с последующими длительностями и, наоборот, при переходе к более мелкому делению зара­нее начинай дробить крупные длительности.
  • Разрыв звучания при переносе руки шире ее возможной растяжки можно сгладить, если при этом опираться не на последнюю нотку перед переносом (это только подчер­кнет разрыв), а на предшествующую ей, или на первую в предыдущей группе при больших скачках.
  • Морденты более четко звучат, когда их играют 3-мя раз­ными пальцами, это не исключает игры и двумя.
  • Форшлаг можно играть одновременно с основной ноткой, интервалом или аккордом, но мгновенно отпускать. Это не лучший способ исполнения форшлага, но такой прием используется.
  • В работе, как вариант, иди от противного: тихие места учи на форте, громкие — чутким пиано.
  • Как определить скорость исполняемого произведения? По словесному обозначению темпа в начале пьесы, по фактуре, по характеру музыки. Если есть метрономное обозначение, но нет метронома, можно составить и ре­шить уравнение:

  •  Количество четвертей определяется умножением разме­ра такта на число тактов в пьесе. Решением уравнения мы найдем время исполнения произведения. В некото­рых изданиях (например, К.Дебюсси «Прелюдии») время исполнения указано в конце каждой прелюдии. Конеч­но, сейчас все можно найти в Интернете, но знать такие способы — интересно!
  • Аккомпанемент такого рода

нередко звучит с назойливым акцентом на первой ноте группы, «не гладко». Мысленно измени группировку, начиная играть с i предшествующей ноты

например, в сонате №9, 1 часть Л. Бетховена или в этюде № 6 А. Шитте из «25 маленьких этюдов»,  К. Черни  опус 299, этюд № 7.

  •  Окончания пьес или их частей часто бывают такими:

например, первое предложение «Француз­ской песенки» П. Чайковского. Смена пальцев на одной ноте в медленном темпе — «след в след» — придаст окон­чанию большую выразительность.

  • В аккомпанементах

и других вариан­тах альбертиевых басов учитывай то, что на сильную долю (если аккомпанемент в левой руке) попадает слабый (пока) 5-й палец, а на слабую — тяжелый 1-й палец. Не­устанно работай над мерностью звучания, без провалов и выкриков, умей снимать зажимы, напряжения, дели руку на две части: помогай 5-му пальцу всей ладошкой, а остальные ноты играй легкими пальцевыми движени­ями. Добиться звучания и удобства можно многими спо­собами, например, с остановками 5-го пальца на сильной доле. Ищи другие, свои способы!

  • Некоторые дети стучат ногой в такт исполняемой му­зыки — предоставь это джазовым музыкантам!
  • Когда не играешь, без необходимости не держи руки на клавиатуре, не виси на ней. Это неуважение к благород­ному инструменту.
  • Во время работы выбирай темп исполнения по трудным местам. Есть и другое правило: соблюдай форму, а содер­жание подтянется.
  • Не «наигрывай», играй без «шелухи» призвуков небреж­ного прикосновения, ищи глубину звука. Не играй нео­крашенным, «серым» звуком!
  • Не «груби» на инструменте!
  • «Педаль — душа рояля», — так говорили великие музы­канты, в частности К. Игумнов. Держи носок ноги на пе­дальной лапке, не дальше, этим ты воспитаешь чуткость «слышащей» ноги! Не шлепай по педали высоко под­нимаемым носком — «жуй с закрытым ртом». Если пе­дали для тебя высоки, подложи под ноги невысокую под­ставку.
  • Не держи педаль после того, как снял руки с клавиатуры (за некоторым исключением).
  • Как научиться читать — играть ноты без задержек? Ста­райся не смотреть на клавиатуру и смотреть в ноты далее играемого в данный момент. Учись определять логику музыкальных построений, видеть направление движе­ния, ощущать интервальные расстояния, анализировать и обобщать текст. Читай аккорды снизу вверх.
  • Начало крещендо — это самый тихий звук, начало дими­нуэндо — самый громкий.
  • Если пользуешься метрономом, лучше, чтобы это был механический метроном. Движение маятника — жест дирижера.
  • Правило старых мастеров: «стаккато» «ополовини­вает» ноту. Любое «стаккато» должно быть пропето. Различай разные виды «стаккато», так же, как и раз­ные виды «легато».
  • Подчиняй движение рук звуковым задачам, рассчиты­вай их (движения), как хороший инженер.
  • Выученное на память произведение продолжай изучать и по нотам. Обязательно найдется что-либо в тексте, что было тобой не замечено.
  • Углубляй образную сферу исполняемого, не останавли­ваясь на первоначальных представлениях. Они ветшают, и пьеса звучит как избитый трафарет, шаблонно.
  • Не играй бесцельно, учись ставить маленькие цели, за­тем — задачи, затем — сверхзадачу.
  • Недостатки постановки рук ликвидируются обдуманным подбором репертуара. Репертуар ставит руку.
  • Бойся «мыслишек в коротких штанишках», постоянных закруглений маленьких мотивов! Ван Клиберн говорил: «Иди через такт».
  • Различай арпеджиато, близкое по звучанию к аккорду, и близкое — к арпеджио. Учи их соответственно.
  • Сохраняя внимание до самого конца исполняемого про­изведения, ты избежишь неожиданных срывов, когда ка­залось бы все позади! Будь в музыке не только до послед­него звука, но и чуть дольше. Обрати внимание на знак фермата, который часто стоит уже после окончания нот­ного текста!
  • Помни, что мелочей в музыке нет. Будь чуток, внима­телен, приметлив. Постоянно делай свои маленькие от­крытия, им нет числа!
Источник: Кузнецова Т. "Поиграем"_Занимательные упражнения для самых маленьких (2016) (ссылка ведёт на карточку в ИМ "Лабиринт").

Барна И. Если бы Гендель вёл дневник…

Барна И. «Если бы Гендель вёл дневник»

Барна И. Если бы Гендель вёл дневник

Читать далее «Барна И. Если бы Гендель вёл дневник…»

Как оплатить заказ через сервис Робокасса

Как оплатить заказ через сервис Робокасса

Приветствую вас, дорогие друзья и гости моего блога!

Отвечаю на ваш вопрос: Как оплатить заказ через сервис Робокасса? Предлагаю познакомиться с инструкцией по оплате за мои работы через сервис приёма платежей Робокасса. Этот сервис помогает автоматизировать процесс платежа и получения нот на ваш электронный адрес. С помощью других методов оплаты, как, например, Прямой банковский перевод, я отправляю файлы вам в ручном режиме в течение 24 часов. А при оплате через Робокассу, вы получите нотки в течение 10 минут автоматически. Единственный минус — это небольшая комиссия сервису за перевод.

Как выглядит процесс оформления заказа:

Читать далее «Как оплатить заказ через сервис Робокасса»

Силиконовый чехол: особенности и преимущества [реклама]

Современные смартфоны стильные и функциональные. Однако они имеют один существенный недостаток – уязвимость. Чтобы обеспечить им защиту, необходимо купить чехол.

Чехлы для iphone 12 mini от Ecase изготавливаются из самых разнообразных материалов. Именно поэтому некоторые потребители не знают, какому из них отдать предпочтение. Как показывает практика, большой популярностью пользуются чехлы из силикона. Этот материал действительно имеет множество преимуществ, о которых мы подробно расскажем в нашей статье.

Основные преимущества

Весомое преимущество силиконового чехла заключается в том, что он обеспечивает достойный уровень защиты телефона. Поэтому можно не переживать, что телефон пострадает во время падения. Обусловлено это тем, что материал является эластичным, поэтому он пружинит, нивелируя силу удара.

Кейс из силикона также хорошо защищает панели телефона от царапин и потертостей. Под него также не проникает влага и пыль.

Что немаловажно, чехлы на Xiaomi Redmi Note 7 очень легкие и тонкие. Средний вес равен около 10 г, а толщина составляет около 0,3 мм. Именно поэтому гаджет удобно лежит в руке.

Силиконовый кейс еще и не скользит. Поэтому телефон не выпадет, если руки вдруг вспотеют.

Возможные недостатки

Силиконовый чехол имеет небольшую толщину. Поэтому он обеспечивает среднюю степень защиты. Это означает, что существует вероятность, пусть и небольшая, что во время падения и удара о твердую поверхность гаджет может повредиться.

В процессе эксплуатации силиконовый чехол начинает мутнеть, особенно это заметно на прозрачных моделях. К сожалению, это естественный процесс, который нельзя остановить.

Могут возникнуть трудности при уходе за таким аксессуаром. В его поверхность впечатываются чернила от ручки и маркера. Удалить их крайне проблематично.

Рекомендации по уходу

Если силиконовый чехол сильно загрязнился, можно попытаться вернуть ему эстетичный и презентабельный внешний вид в домашних условиях.

Самый простой способ очистить поверхность материала от загрязнения – это поместить чехол в емкость с теплым содовым раствором. Щелочь эффективно справляется практически с любыми загрязнениями. Вместо соды можно также использовать моющие средства для посуды или стиральный порошок.

Если на поверхности материала остался след от ручки или фломастера, то удалить его можно при помощи жидкости для снятия лака. Ацетон нужно нанести на ватный тампон, а затем протереть им грязный участок. Правда, придется потереть пятно с силой, поскольку просто так его не вывести.

Избавиться от желтизны можно при помощи зубной пасты. Средство необходимо нанести на поверхность, а затем распределить по всей поверхности с помощью зубной щетки. Пасту необходимо оставить на 10-15 минут, а затем смыть.

Столяр В. Г. «Людвиг ван Бетховен. Каталог сочинений» (2017)

Столяр В. Г. «Людвиг ван Бетховен. Каталог сочинений».

Дорогие друзья, гости моего блога!

Хочу вас познакомить с замечательным трудом Владимира Гершевича Столяра  — «Людвиг ван Бетховен. Каталог сочинений»

 

В Каталоге на 400 страницах впервые на русском языке отражено 1070 работ Бетховена, что на 150 работ больше, чем в новом двухтомном мюнхенском каталоге произведений Бетховена, вышедшем в издательстве «G.HenleVerlag» в 2014 году. В газете «Музыкальное обозрение» № 11, 2017 г., с.16-17,  была помещена статья крупнейшего российского бетховеноведа Кириллиной Ларисы Валентиновны «Каталог как научная проблема», в которой автор обстоятельно рассказала  об этих двух (о немецком и об отечественном) каталогах.

Информация об этих двух каталогах отражена также в Википедии на странице Cataloguesofclassicalcompositions”.

Эту книгу автор опубликовал в 2017 году в московском издательстве «Современная музыка». А сейчас, накануне 250-летия со дня рождения Бетховена, празднование которого состоится 16 декабря 2020 года, Владимир Гершевич решил поделиться со всеми музыкантами и любителями творчества великого немецкого композитора своей книгой, скрупулёзная работа над которой велась не один год. Это поистине монументальный труд,  аналогов которого ещё не было издано на русском языке!

Аннотация к книге «Столяр В. Г. «Людвиг ван Бетховен. Каталог сочинений»»: Читать далее «Столяр В. Г. «Людвиг ван Бетховен. Каталог сочинений» (2017)»

Князева Л. Ю. (ноты для фортепиано)

Ноты композитора Людмилы Князевой

Людмила Юрьевна Князева — композитор, член Союза Композиторов России, лауреат международных конкурсов, участник международных музыкальных фестивалей «Московская осень», Международного фестиваля молодежи и студентов и других.

В октябре 2006 года Людмила Князева приняла участие в «Buchmesse» во Франкфурте, где экспонировались её авторские произведения в области музыки, литературы, театра и документального кино.

В творческом багаже Л. Князевой есть произведения разных жанров и форм, в том числе, симфоническая музыка, опера, два балета, камерная музыка, сочинения для хора, музыка для детей, а также популярные песни.

 Композиторский почерк Л. Князевой отличает органичное взаимодействие различных стилевых признаков – неоклассицизма, неоимпрессионизма и вместе с тем авангарда. Незаурядное мастерство и проницательное воплощение тончайших звуковых нюансов сочетаются в её опусах с поиском новых способов воплощения музыкальной мысли. Композитор не боится использовать сонорные звукокомплексы, гармонично сочетающиеся в её музыке с богатством мелодики и колорита. Оркестровая, хоровая и инструментальная палитра её произведений обнаруживает блестящее владение многообразными элементами фактуры и средствами музыкальной выразительности.

Произведения Л. Князевой приобрели заслуженную любовь слушателей и звучат на концертных площадках не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья в исполнении признанных коллективов и солистов. 

Источник: Интервью с Людмилой Князевой (30.01.2020)
Князева Л.Ю. композитор, исполнитель

Читать далее «Князева Л. Ю. (ноты для фортепиано)»

Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Методическое пояснение Александра Майкапара к циклу пьес для детей Самуила Майкапара "Бирюльки". Источник: Майкапар С. Бирюльки, ор.28

Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) И. С. Баха, «Детский альбом» П.. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана. 

Читать далее «Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»»

Интервью с музыкантом Евгением Кичигиным

Интервью с музыкантом Евгением Кичигиным

Битбокс – вид индустриальной перкуссии, в первую очередь включающий в себя искусство имитирования драм-машины, используя только рот, губы, язык и голос. Однако он также может включать в себя пение, вокальный скретч, имитацию работы с вертушками, звуков духовых инструментов, струн, диджей-скретчей и многих других. Сегодня битбокс тесно связан с хип-хоп культурой, часто упоминается как «пятый элемент хип-хопа», хотя битбокс не ограничивается только битбокс – музыкой. Термин «битбокс» иногда используется для обозначения вокальной перкуссии в общем.

25-летний россиянин Женя Кичигин с раннего возраста обнаружил в себе талант битбоксера. Услышав битбокс в исполнении одного из солистов американской группы, он решил попробовать воспроизвести аналогичные звуки и у него получилось. Стоит отметить, что Женя издаёт акапельные звуки, которые смело можно сравнить с профессионально записанным звучанием.

— Женя, расскажи, с чего началось твоё увлечение битбоксом?

Читать далее «Интервью с музыкантом Евгением Кичигиным»

Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии

Мамаева Э. «Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии»

Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии

От автора:

Я пришла к мысли написать это пособие много лет назад, еще в России. Моя практика преподавания, а я преподаю уже тридцать лет в России и в Соединенных Штатах Америки, показала, что это пособие просто необходимо любителям легкой музыки.

Я начала интересоваться подбором мелодий и аккомпанемента к ним еще с юности. Когда хотелось поиграть что-то современное эстрадное для собственного удовольствия, а также для семьи и друзей.

Читать далее «Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии»

Борухзон. Л. Волчек Л. «Азбука музыкальной фантазии»

Борухзон. Л. Волчек Л. «Азбука музыкальной фантазии»

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии тетрадь 1

Содержание: Читать далее «Борухзон. Л. Волчек Л. «Азбука музыкальной фантазии»»