Мазель Л. А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.

Мазель Л. А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений

Мазель Л. А. Цуккерман В.А.  Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М., 1967

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА МАЛЫХ ФОРМ

Рекомендовано Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебника специального курса для музыкальных вузов

ОТ АВТОРОВ

Предлагаемая первая часть учебника по специальному курсу анализа музыкальных произведений обладает рядом особенностей, вытекающих из профиля курса. Как известно, в его задачи входит не только изучение музыкальных форм и их элементов, но и развитие навыков целостного (комплексного) анализа музыкальных произведений, раскрывающего их содержание в единстве с формой. Ясно выраженный акцент на этой последней задаче отличает учебник от обстоятельных работ по композиции и музыкальной форме А. Б. Маркса, Римана, Праута, Лейхтентритта и других зарубежных авторов. От учебников же по анализу, написанных советскими авторами, настоящий учебник отличается прежде всего тем, что он предназначен для специального (а не общего) консерваторского курса, читаемого студентам музыковедческих и композиторских отделений и предполагающего предварительное знакомство с предметом в объеме курса музыкального училища.

Не случайно данный том ограничивается в смысле изучения самих форм лишь наименьшей из них — периодом: при комплексном анализе необходимо учитывать взаимодействие различных сторон и элементов музыки (мелодии, ритма, гармонии, тембра, фактуры, динамики, масштабно-тематических структур и других); поэтому их природе, закономерностям, их музыкально-выразительным и формообразовательным возможностям в учебнике уделяется большое внимание. К тому же музыкальным формам посвящена обширная литература, тогда как специального руководства, рассматривающего под необходимым для комплексного анализа углом зрения многочисленные стороны и элементы музыки, до сих пор не было.

Разумеется, закономерности крупных и малых форм, а также закономерности музыкального целого и какой-либо его части во многом различны. Но в то же время даже развитая музыкальная тема обладает чертами относительно законченного художественного организма и, следовательно, «чудо воздействия» музыки проявляется, собственно говоря, уже на этом уровне. А раз так, то и метод анализа музыки, то есть научного раскрытия этого воздействия, может быть выявлен — если и не вполне, то все же в достаточно существенных своих чер-<стр.4>

тах — также и на примерах анализа небольших произведений или отдельных тем.

Сказанным и определяется характер этой части учебника. Сначала в ней излагаются общие методологические основы анализа, далее — учение о выразительной и формообразующей роли отдельных сторон музыки, затем — теория и история простейшей музыкальной формы (периода); (Наконец, обширная последняя глава содержит примеры комплексного анализа, предваряемые методическими разъяснениями.

Примеры эти задуманы как развернутая демонстрация на различном материале метода и техники детального комплексного анализа музыки. При этом отнюдь не предполагается, что от студента можно требовать работ, столь же подробных и углубленных. Назначение этой серии аналитических этюдов состоит скорее в том, чтобы показать студенту и педагогу, ведущему курс, разнообразие возможностей в этой области и тем самым активизировать их музыкально-аналитическое воображение и способности.

Другие главы тоже содержат, как правило, больше материала, чем должно и может быть пройдено в курсе. Это представляет педагогу достаточно широкий выбор, позволяет ему варьировать содержание курса в зависимости от состава группы. Часть материала педагог может не включать в лекции, а предлагать студентам для самостоятельного изучения — как обязательного, так и факультативного. Усвоение содержания учебника несомненно потребует от студента (а кое в чем и от педагога, ведущего курс) преодоления

известных трудностей. Однако это неизбежно, поскольку учебник призван способствовать повышению уровня преподавания данной дисциплины, которое в настоящее время во многих случаях еще не вполне удовлетворяет соответствующим требованиям.

Как и всякий учебник по специальному курсу, эта работа содержит элемент научного исследования, который, однако, в неодинаковой степени проявляется в различных главах книги. Например, глава VII («Масштабно-тематические структуры») почти целиком основана на исследованиях авторов и излагает положения, ранее в столь развернутом виде в печати не опубликованные, но освещающие существенные, по мнению авторов, музыкальные закономерности (эта глава основана на материалах неопубликованной рукописи В. Цуккермана «Принципы масштабного развития в музыке» и докторской диссертации Л. Мазеля «Основной принцип структуры гомофонной темы»). Наоборот, в главе V собственно исследовательский характер выражен в меньшей степени.

В целом, хотя в книге использованы различные источники (учебники музыкальной формы, труды Б. В. Асафьева и другие), авторы все же в гораздо большей мере опирались на собственные наблюдения и выводы, касающиеся различных сторон музыки и метода ее анализа.

Главы I, II, V и VII написаны, в основном, Л. Мазелем. Главы III, IV, VI, VIII и IX — В. Цуккерманом. Однако в работе над каждой главой участвовали оба автора, и это нередко выражалось также и в том, что какой-либо параграф внутри главы (не говоря уж о более мелких частях) излагался не основным ее автором. Так, параграф 7 главы II написан <стр.5>

В. Цуккерманом. Наоборот, параграфы 7, 8 главы III, параграф 7 главы VI, параграф 1 главы VIII и анализ побочной партии из Moderato 5-й симфонии Шостаковича в главе IX изложены Л. Мазелем.

В I и II главах Л. Мазелем частично использован материал и текст его прежних работ («О мелодии», «Строение музыкальных произведений»).

По мере написания учебника его главы обсуждались на заседаниях кафедры теории музыки Московской консерватории. Особенно активно участвовали в обсуждениях профессора В. В. Протопопов и С. С. Скребков, а также доценты В. П. Бобровский и Т. Ф. Мюллер. Ряд советов дал профессор Ленинградской консерватории Ю. Н. Тюлин, рецензировавший учебник. Анализы народных песен, содержащиеся в главе IX, обсуждались также на совместном заседании теоретической и фольклорной групп музыковедческой комиссии Московского союза композиторов, где имели место, в частности, обстоятельные выступления доктора искусствоведения А. В. Рудневой, кандидата искусствоведения Т. В. Поповой и Л. В. Кулаковского. Авторы выражают глубокую признательность всем названным здесь, равно как и другим коллегам, высказавшим свои соображения по учебнику. Авторы приносят также благодарность педагогам Московской консерватории Ю. А. Фортунатову и Ю. Н. Холопову за указание ряда примеров. Наконец, авторы будут признательны всем, кто в дальнейшем пришлет свои замечания по учебнику в издательство.

Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 3

Глава I (Вводная). Общие основы курса

§ 1. Курс анализа, его задачи, преемственные связи и характер 7

§ 2. Специфика искусства. Художественный образ. Единство в нем общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Реализм в искусстве. Черты реалистического музыкального искусства 12

§ 3. Главнейшие специфические черты музыки 17

§ 4. Музыкальные жанры. Жанровые связи …. 21

§ 5. Выразительные возможности музыкальных средств. Взаимодействие музыкальных средств 28

§ 6. Музыкальная форма в широком и тесном значении. Некоторые черты метода анализа 36

Задания 40

Глава II. Мелодика

§ 1. Роль мелодического начала в музыке. Значение терминов «мелодия», «мелос», «мелодика»

§ 2. Природа мелодии. Важнейшие стороны мелодии 45

§ 3. Ладовая и ладогармоническая сторона мелодии 49

§ 4. Основные предпосылки выразительности мелодической линии 64 § 5. Некоторые простейшие типы интонирования 75

§ 6. Мелодическая волна. Волнообразное развитие мелодии. Мелодические вершины и их функции. Кульминация, ее различные типы 79

§ 7. Типы мелодического движения 94

§ 8. Анализы отдельных мелодий 120

Задания 132 Глава III. Метр и ритм

§ 1. Общее понятие о метре и ритме. Их взаимоотношение 133 § 2, Предпосылки и основные проявления музыкального метра . 139

§ 3. Стопы высшего порядка 152

§ 4. Внутритактовые стопы 158

§ 5. Ритмические рисунки 181

§ 6. Ритмическое развитие 200

§ 7. Некоторые вопросы ритма вокальной мелодии 215 § 8. Краткие сведения об историческом развитии метроритма и мелодики 221

Задания 235

Глава IV. О выразительном и формообразующем действии гармонии

§ 1. Логическая выразительная стороны гармонии 237

§ 2. Некоторые проявления гармонической выразительности 243

§ 3. О роли гармонии в формообразовании и развитии 254

Задания 308

Глава V. О выразительной и формообразующей роли динамики, тембра, фактуры

§ 1. Предварительные замечания 310

§ 2. Динамика 312

§ 3. Тембр 319

§ 4. Фактура 331

Задания 342

Глина VI. Вопросы расчлененности

§ 1. Роль расчлененности в музыке. Построения и цезуры 343 § 2. Важнейшие средства расчленения в малом масштабе (ритмические остановки,паузы, повторности) 347

§ 3. Роль гармонических средств в расчленении 358 § 4. Расчленяющее значение мелодической линии, интервалов, фактуры и динамики 367

§ 5. Значение контраста для расчленения 377

§ 6. Наложение 381

§ 7. Некоторые вопросы расчленения в вокальной музыке 383

§ 8. Заключение 385

Задания 392

Глава VII. Масштабно-тематические структуры

§ 1. Общее понятие о масштабно-тематических структурах 393

§ 2. Периодичность 396

§ 3. Группы периодичностей 402

§ 4. Суммирование. Прогрессирующее суммирование 414

§ 5. Дробление 437

§ 6. Дробление с замыканием 451

§ 7. Некоторые другие структуры 469

§ 8. Некоторые обобщения и дополнения. Историческое формирование и развитие основных масштабно-тематических структур 475

Задания 491

Глава VIII. Период

§ 1. Музыкальная тема (тематический материал, тематизм) 493

§ 2. Определение периода. Его границы и масштабы 498

§ 3. Гармоническое строение периода 508

§ 4. Тематическое строение периода 524

§ 5. Части периода 550

§ 6. Неквадратное строение 566

§ 7. Период как форма целого произведения 619

§ 8. Краткий обзор исторического развития периода 630

Задания 639

Глава IX. Целостные анализы

Общие замечания 641

1. Русская народная песня «Эко, сердце» (сборник Балакирева, № 23) 657

2. Русская народная песня о татарском полоне (сборник Римского-Корсакова, № 8) 674

3. Бетховен. Тема вариаций c-moll 682

4. Шопен. Прелюдия C-dur op. 28 . 689

5. Шопен. Прелюдия h-moll 703

6. Рахманинов. 2-й фортепианный концерт. Adagio sostenuto. Первая часть 713

7. Захаров. «Ой, туманы мои» 728

8. Шостакович. Побочная партия из Moderato 5-й симфонии (первый период) 736

Задания . 749

Рекомендуем:

Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки (1978)

Вивиченко А. Педагогический и исполнительский опыт анализа музыкального языка М. Равеля на примере фортепианных концертов

Способин И.В. Музыкальная форма (1984)

Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. (1998)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности