Л. Баренбойм
«За полвека. Очерки, статьи, материалы»
ЛЕНИНГРАД, ВСЕСОЮЗНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР»,
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, 1989, 370 стр.
ОТ АВТОРА
В эту книгу вошли работы 60—70-х годов — сравнительно небольшая часть из написанного или высказанного в докладах за годы моей музыковедческой деятельности. Читатель не найдет здесь того, что было опубликовано в 30—50-х годах. Лишь один очерк — «Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда»,— окончательный вариант которого относится к 1969 году, вобрал в себя три статьи об этом артисте и педагоге, написанные в 1946, 1958 и 1964 годах.
Почему же, может возникнуть вопрос, книга, содержащая работы двух десятилетий, озаглавлена «За полвека»? По той причине, что в печатаемых в ней статьях, очерках и докладах нашли отражение, пусть и неполное, некоторые итоги моих многолетних размышлений о музыкально-исполнительском искусстве и музыкальной педагогике, размышлений, начавших складываться в первой половине 1930-х годов, приблизительно с той давней поры, когда в четвертой книжке журнала «Советская музыка» за 1933 год была обнародована моя первая статья «Современная теория и практика фортепианной педагогики».
Разумеется, результат моих наблюдений и размышлений изложен не только в работах, помещенных в этом сборнике. В частности, очень многое высказано в моей «рубинштейниаде» — в двухтомной монографии, посвященной личности, искусству, педагогике и музыкально-просветительской деятельности Антона Григорьевича Рубинштейна, во вступительных статьях к моей публикации его литературного наследия (в трех томах) и в книге о его младшем брате Николае Григорьевиче. В данном сборнике рубинштейновская тематика не затронута вовсе.
От расположения работ по времени их написания или публикации, то есть в хронологической последовательности, я в этой книге отказался. В такого рода сборниках, думается мне, тематический принцип целесообразнее: он позволяет логичнее сгруппировать материал. Сами же тематические разделы — «О пианистах и фортепианных педагогах», «Об интерпретации музыки», «О музыкальном воспитании и обучении», «О специальных историко-теоретических и методических курсах для пианистов» и, наконец, «О музыкальном просветительстве» — дают достаточно ясное представление о круге моих научных интересов и не требуют специального разъяснения.
В публикуемые статьи, очерки и доклады не вносилось никаких обновлений, ибо многие из них тесно связаны со временем, когда они были написаны, изданы или высказаны устно, и эту связь я не считал возможным нарушать. Восстановлены лишь в отдельных случаях купюры и устранены, там, где это было необходимо и возможно, повторы одного и того же материала в разных статьях. В две статьи вставлены подзаголовки их отдельных разделов. Кроме того «осовременены» библиографические Сноски—ссылки даются на более поздние издания упоминаемого или цитируемого в основном тексте материала.
Сведения о том, когда и где та или другая работа была впервые опубликована или прочитана, даются в конце каждой из них.
Приношу глубокую благодарность доктору искусствоведения Н. Л. Фишману за ряд исключительно ценных замечаний и советов, которые он сделал при подготовке этого сборника к публикации.
На данной странице вы можете просмотреть и прочитать книгу online.
Внимание: если книга сразу не открывается (особенно если вы смотрите с мобильной версии), надо немного подождать, пока она загрузится. Это может занять несколько секунд. Также книга доступна для скачивания в формате pdf: внизу в открывшемся окошечке найдите три точки, нажав на которые вы увидите пункт со стрелкой "download pdf file". Рекомендуем читать с ПК, развернув на полный экран.
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.
Книга выложена исключительно для ознакомления. Никакие коммерческие цели не преследуются. Насколько нам известно, сейчас данной книги нет в продаже. Её можно найти только в библиотеках, либо у тех, кто её приобрёл. Если данная публикация нарушает авторские или смежные права, то просим написать сюда: notkinastya@yandeх.ru и материал будет немедленно удалён с сайта.