Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух.

Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух.

Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования (2005)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из-за неудовлетворительных оценок по сольфеджио и гармонии поступить в музыкальный вуз, говорит о том, что общепринятая методика развития слуха нуждается в дальнейшей разработке. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках сольфеджио трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося.

Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки.

Вопросы, рассматривающие систему свойств внутреннего музыкального слуха, не получили до сих пор достаточного научного развития, поэтому нередко возникают противоречивые представления о природе внутреннего слуха и способах его развития и дальнейшего совершенствования.

При рассмотрении проблемы музыкального слуха нельзя было пройти мимо данных психологии и физиологии. Однако эти науки почти не соприкасаются с теорией музыки. Необходимы комплексные научные исследования явления, находящегося на стыке нескольких наук, но пока проблема совершенствования музыкального слуха решается эмпирическим путем и поэтому редко дает желаемые результаты. Авторы, опираясь на свой сорокалетний преподавательский опыт, предприняли попытку изложить свое представление об этом предмете и помочь начинающим преподавателям понять индивидуальные достоинства и недостатки музыкального слуха учащихся. Нашими советами смогут воспользоваться также студенты училищ-колледжей и вузов для улучшения своих оценок по сольфеджио и гармонии. Предложенные упражнения доступны и учащимся старших классов музыкальных школ при самостоятельной подготовке к вступительным экзаменам в музыкальные училища по теоретическим предметам.

Данная работа состоит из четырех частей.

Первая часть посвящена теоретическим вопросам. В ней рассматриваются свойства внутреннего музыкального слуха, а именно его содержание и формы, связи с памятью — общей и музыкальной, факторы, влияющие на качество внутреннего слуха и методика определения категорий слуха в соответствии с его качеством.

Вторая часть состоит из упражнений и рекомендаций по развитию внутреннего слуха детей, учащихся в музыкальных школах.

Третья часть знакомит с методикой импровизационной гармонизации на музыкальном инструменте, приводятся типы упражнений.

Четвертая часть содержит рекомендации преподавателям сольфеджио на вокальных отделениях и примерный комплекс упражнений для развития крайне необходимых вокалисту-профессионалу навыков пения с листа.

Для лучшего понимания двух последних частей работы можно воспользоваться нашими авторскими Программами по сольфеджио и гармонии. Читать далее

РЕкомендуем:

Хохлов Ю. Фортепьянные концерты Ф. Листа (1960)

Левтонова О. Симфонии и концерты Т.Хренникова (1979)

Друскин М. Фортепианные концерты Бетховена (1973)

Долинская Е. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности