Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух.
Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования (2005)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из-за неудовлетворительных оценок по сольфеджио и гармонии поступить в музыкальный вуз, говорит о том, что общепринятая методика развития слуха нуждается в дальнейшей разработке. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках сольфеджио трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося.
Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки.
Вопросы, рассматривающие систему свойств внутреннего музыкального слуха, не получили до сих пор достаточного научного развития, поэтому нередко возникают противоречивые представления о природе внутреннего слуха и способах его развития и дальнейшего совершенствования.
При рассмотрении проблемы музыкального слуха нельзя было пройти мимо данных психологии и физиологии. Однако эти науки почти не соприкасаются с теорией музыки. Необходимы комплексные научные исследования явления, находящегося на стыке нескольких наук, но пока проблема совершенствования музыкального слуха решается эмпирическим путем и поэтому редко дает желаемые результаты. Авторы, опираясь на свой сорокалетний преподавательский опыт, предприняли попытку изложить свое представление об этом предмете и помочь начинающим преподавателям понять индивидуальные достоинства и недостатки музыкального слуха учащихся. Нашими советами смогут воспользоваться также студенты училищ-колледжей и вузов для улучшения своих оценок по сольфеджио и гармонии. Предложенные упражнения доступны и учащимся старших классов музыкальных школ при самостоятельной подготовке к вступительным экзаменам в музыкальные училища по теоретическим предметам.
Данная работа состоит из четырех частей.
Первая часть посвящена теоретическим вопросам. В ней рассматриваются свойства внутреннего музыкального слуха, а именно его содержание и формы, связи с памятью — общей и музыкальной, факторы, влияющие на качество внутреннего слуха и методика определения категорий слуха в соответствии с его качеством.
Вторая часть состоит из упражнений и рекомендаций по развитию внутреннего слуха детей, учащихся в музыкальных школах.
Третья часть знакомит с методикой импровизационной гармонизации на музыкальном инструменте, приводятся типы упражнений.
Четвертая часть содержит рекомендации преподавателям сольфеджио на вокальных отделениях и примерный комплекс упражнений для развития крайне необходимых вокалисту-профессионалу навыков пения с листа.
Для лучшего понимания двух последних частей работы можно воспользоваться нашими авторскими Программами по сольфеджио и гармонии.