Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент

Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент (1-4 классы ДМШ)

Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент (1-4 классы ДМШ)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

1. Мелодии в объеме трех ступеней. Бурдон.

Автентический оборот

Тема 2. Мелодии в объеме пяти ступеней. Автентический оборот.

Тема 3. Плагальный и автентический обороты в мажоре

Тема 4. Плагальный и автентический обороты в миноре

Тема 5. Полный гармонический оборот в мажоре и миноре

Тема 6. Период. Предложение. Каденция. Четырехголосный склад

Тема 7. Кадансовый квартсекстаккорд. Перегармонизация

Тема 8. Квинтовый круг мажорных тональностей

Тема 9. Доминанта с секстой

Тема 10. Побочные трезвучия. Трезвучие II ступени в мажоре

Тема 11. Трезвучие VI ступени

Тема 12. Прерванная каденция

Тема 13. Трезвучие III ступени при гармонизации верхнего

нисходящего тетрахорда в мажоре

Тема 14. Трезвучие III ступени

Тема 15. Трезвучие VII ступени в натуральном миноре

Тема 16. Диатонические секвенции

Тема 17. Переменный лад

Тема 18. Доминантсептаккорд

 

За последние десятилетия сформировались прогрессивные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас на уроках, и в первую очередь на занятиях сольфеджио, все большее внимание уделяется развитию музыкального интеллекта и творческих способностей учащихся.

Само название предмета «сольфеджио», то есть пение по нотам, стало узким для выражения комплекса задач, направленных на развитие творческой личности учащихся. Условно этот комплекс можно разделить на три группы: 1) развитие мелодического мышления и интонации; 2) развитие гармонического мышления и гармонического слуха; 3) развитие музыкальных творческих способностей (сочинение, импровизация, подбор аккомпанемента).

Две последние группы тесно связаны между собой. Так, занятия разными видами музыкального творчества предполагают владение детьми необходимой суммой знаний и навыков в области гармонии, в то же время знания об элементах гармонии должны быть использованы учащимися при выполнении творческих заданий.

Важной стороной развития гармонического мышления и музыкального творчества детей является овладение ими навыками подбора аккомпанемента. Для этой цели в учебной практике используется ряд пособий, наиболее известное из которых — «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» М. Калугиной и Г1. Халабузарь (М., 1989). В нем авторы предлагают при подборе баса к мелодиям опираться на главные ступени лада и проводить эту работу начиная с третьего класса. Однако к изучению основ гармонии можно приступать значительно раньше — уже на первом году обучения, после приобретения учащимися некоторого слухового опыта и навыков игры двумя руками.

Положение о необходимости приобщения детей к гармонии с первого класса одними из первых выдвинули С. Мальцев и И. Розанов в статье «Учить искусству импровизации» (Советская музыка, 1973. № 10). Е]е появление вызвало сочувственные отклики педагогов и послужило толчком к обсуждению данной проблемы на специальных методических конференциях преподавателей музыкальных школ и училищ.

В 80-е годы методическая литература, изла гающая теоретические предпосылки раннего обучения гармонии и импровизации, а также обоб-
щающая опыт подобных занятий с учащимися, получила широкое распространение. Методика начального этапа по подбору сопровождения на основе нотного материала изложена в работе С. Мальцева и Г. Шевченко «Опыт обучения детей гармонии и импровизации» (Л., 1984). Освоение же более сложных гармонических трудностей на доступных музыкальных примерах до настоящего времени не нашло должного освещения в методической литературе.

Пожалуй, единственным сборником по подбору развитого гармонического сопровождения является уже названное пособие М. Калугиной и П. Халабузарь. Но в нем авторы ориентируют учащихся на аккорды главных ступеней и при этом не останавливаются на рассмотрении большой группы аккордов побочных ступеней.

Отсутствие данного раздела в пособии усложняет сознательное восприятие музыки, в которой роль аккордов побочных ступеней возрастает с усложнением мелодического развития разучиваемых песен. Подбор сопровождения к мелодиям по подписанным функциям несколько лишает слух учащихся активности и сужает их творческую фантазию в выборе гармонических средств.

Это и побудило автора данной работы составить специальное учебное пособие, которое способствовало бы развитию гармонического слуха в активной форме*.

Элементы гармонии рассматриваются здесь на двух уровнях — условно теоретическом и практическом. Ко всем темам дается короткий текстовой теоретический материал, что не исключает, однако, необходимости своевременного разъяснения его педагогом. Пособие содержит инструктивные задания, в основе которых лежит многократный повтор изучаемого высотного комплекса в разных метрических, ритмических и фактурных условиях. Упражнения выполняют вспомогательную роль.

Основная же часть работы связана с гармонизацией специально подобранных мелодий песен, то есть ставит художественно-содержательные задачи.

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.