Васина-Гроссман В.А. «Романтическая песня 19 века. «Строгая лирика» Брамса.»
Васина-Гроссман В.А. «Романтическая песня 19 века. «Строгая лирика» Брамса.»
Брамс, бесспорно, один из самых значительных представителей немецкого песенного искусства. Им написано около 300 очень разнообразных песен; Брамс создал свой индивидуальный песенный стиль, хотя исследователю нелегко выявить и сформулировать это своеобразие.
В своем песенном творчестве Брамс был явным «шубертианцем», влияние Шумана — кумира его юности — столь очевидное в инструментальных сочинениях, в песнях сказывается гораздо менее.
Близость к Шуберту ощущается не только в значении мелодического начала, в связи песен с народно-бытовыми истоками, но и в место, занимаемом песней среди других жанров творчества. Как и у Шуберта, песня у Брамса питала собой тематизм инструментальных сочинений, придавая ему непосредственную живую выразительность. Правда, это ощутимо только в части произведений, но эта часть — лучшая, обладающая наибольшей силой воздействия.
Встречаются у Брамса и песни, очень близкие вокальной лирике Шумана, что сказывается и в общем характере музыки, и в самой музыкальной стилистике, например в тщательно разработанной, «пианистичной» фортепианной партии.Но при очевидных связях с предшественниками Брамс-лирик отличается от них, прежде всего, «тонусом» творчества. Его песни в редких случаях имеют характер непосредственного высказывания: лучшая и характернейшая часть их — песни-размышления, иногда лирически-мечтательные, иногда сдержанные и строгие.
Благодаря этому многие романтические выразительные приемы становятся у Брамса более уравновешенными, канонизированными, чему способствует и своеобразный сплав в его творчестве романтических традиций с традициями немецкой классики — Бахом, Бетховеном. О масштабах и характере песенного творчества Брамса дает представление один лишь перечень основных жанров его сильной вокальной музыки: обработки народных песен, песни на народные слова, песни в танцевальных ритмах, серенады, лирические песни, песни-монологи.
Жанр обработки народной песни имел, как мы увидим далее, основополагающее значение для формирования стиля всего творчества Брамса, а в особенности — вокального.