Гейрингер К. «Иоганнес Брамс» (1965)

Гейрингер К. «Иоганнес Брамс»

Гейрингер К. «Иоганнес Брамс» (1965)

 ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Иоганнесу Брамсу посвящено немалое число печатных трудов. Если, несмотря на это, автор решается выступить перед общественностью с новой биографией композитора, то это объясняется уверенностью в том, что ему дают на это право множество неизвестных ранее документов, а также применение новой методики исследования.

Для работы над биографической частью книги в распоряжении автора оказался уникальный материал, который

до сих пор не был доступен ни одному исследователю. Речь идет о более чем 1000 писем, полученных Брамсом в течение его жизни от самых различных корреспондентов. Из наследия Брамса они перешли в собственность Общества любителей музыки в Вене, в котором автор работает хранителем музея. Здесь, на основании соглашения, достигнутого при оформлении прав на наследство И. Брамса, они пролежали под официальным запретом до того момента, пока этот запрет не был снят ради издания настоящей книги. Основу этой эпистолярной коллекции составляют ценные письма матери, отца, сестры и брата. Их дополняют письма ряда выдающихся лиц, с некоторыми из которых Брамс поддерживал сердечные, дружеские отношения. Среди них — Эжен д’Альбер, Юлиус Альгейер, Игнац Брюль, Даниела фон Бюлов, Матильда Везендонк, Эдвард Григ, Фердинанд Гиллер, Антонин Дворжак, Луиза Дустман, Готфрид Келлер, Герман Кречмар, Фридрих Кризандер, Петер Корнелиус, Винцент Лахнер, Франц Лист, Адольф Менцель, Артур Никиш, К. Ф. Поль.

Карл Таузиг, Георг Хеншель, Рихард Штраус, Роберт Шуман. Этот богатый материал включал важные документы, относящиеся почти ко всем периодам жизни композитора. Весьма ценным дополнением к ним являются письма Клары Шуман и Иозефа Иоахима к родителям Брамса, письма Брамса к Амалии Иоахим и Гансу фон Бюлову, а также переписка Брамса с Теодором Бильротом.

Для характеристики творчества композитора также оказалось возможным использовать материалы, которые лишь в незначительной мере или совершенно не принимались во внимание в вышедших до настоящего времени биографиях Брамса. Это, прежде всего, хранящиеся в Обществе любителей музыки черновые наброски композитора, которые представляют исключительную ценность, поскольку Брамс имел обыкновение уничтожать все свои черновики. Затем это подлинники рукописей его произведений и собранная самим Брамсом коллекция всех изданий его сочинений (по одному экземпляру), также находящаяся в Обществе любителей музыки. В них композитор отмечал обнаруженные опечатки для того, чтобы внести исправления в возможные последующие издания, а также вносил изменения, раскрывающие, что думал Брамс о своих произведениях в более позднее время. Этот материал, наглядно отражающий все фазы процесса создания композиций в целом, дает возможность глубже ознакомиться с творческой лабораторией маэстро.

В разделе, посвященном творчеству, отдельные произведения сгруппированы прежде всего по видам, а затем, внутри отдельных групп, по времени их возникновения. Все более значительные сочинения были проанализированы каждое в отдельности, причем главной задачей было, не увязая в деталях, пользуясь методом критического анализа стиля, найти типическое и показать, какими особенностями отличаются произведения молодого, зрелого и позднего Брамса.

В последнем разделе на основании характерных черт, которые выявились в описании жизни и разборе творчества, обрисовывается общий облик маэстро как человека и художника.
Автору не хотелось бы завершить предисловие, не выразив здесь же сердечную благодарность всем тем, кто оказал ему поддержку в его труде. Особенно ему хотелось бы отметить доброжелательную помощь, оказанную дирекцией Общества любителей музыки, в частности, г. вице-президентом доктором Эрнстом Краусом и г. генеральным секретарем, начальником отдела доктором Фридрихом Длабаком. а также директором архива г-жей Гедвигой Краус. Автор выражает искреннюю признательность г-ну ротмистру Эугену фон Миллеру, г-жам Ольге и Эльзе Левинским, г-дам президенту Вильгельму Куксу, профессору Паулю Витгенштейну, хранителю доктору Роберту Кайэ, профессору Брониславу Губерману и профессору университета доктору Иозефу Хупка.

Карл Гейрингер,
Вена, октябрь 1934 г. хранитель музея Общества
любителей музыки в Вене.

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.