Воронцова И. О стиле и музыкальном языке Т.Н. Хренникова
Воронцова И. О стиле и музыкальном языке Т.Н. Хренникова (1983)
ВВЕДЕНИЕ
Музыка Тихона Николаевича Хренникова пользуется большой популярностью. Она звучит в оперных театрах и концертных залах, в драматических спектаклях и с экранов, кино.
Индивидуальность композитора раскрылась рано. Первые же крупные сочинения привлекли внимание слушателей и музыковедов: Фортепианный концерт, музыка к спектаклю «Много шума из ничего», а затем опера «В бурю» представили самобытного художника, избравшего в искусстве свой путь. Помимо несомненной художественной ценности произведений, очень важной и принципиальной оказалась позиция Хренникова как художника в контексте всей, советской музыкальной культуры.
Яркость языка, его демократизм, подкупающий лиризм в сочетании с динамичностью и сложностью, которые так свойственны современному образу жизни, уже-много лет обеспечивают этой музыке широкое признание.
Назрела потребность углубленного исследования творчества одного из крупнейших советских художников, особенностей его образного содержания и стилевого своеобразия.
Решение этой задачи связано с определенными трудностями. Индивидуальность того или иного композитора воспринимается нами по-разному. У одних она проявляется в ярких приемах, сразу бросающихся в глаза. Другие же, не менее выдающиеся композиторы, обладают творческой индивидуальностью при видимом отсутствии «броских» примет.
Хренников принадлежит, безусловно, к художникам второго типа. В его музыке многое может показаться достаточно «привычным» — ясность и четкость форм, естественность и певучесть мелодии, простота гармонии. В то же время
рамки привычного не препятствуют выявлению индивидуального содержания и языка его музыки. Сложность исследования заключается в том, чтобы проникнуть в область скрытых интонационных процессов, которые обеспечивают простым и привычным средствам полноценную, ярко индивидуальную жизнь.
Итак, цель настоящей работы — исследование стиля и музыкального языка Хренникова; оно сконцентрировано прежде всего вокруг характерных мелодических и гармонических явлений. Вопросы мелодики и гармонии вплотную подводят к раскрытию стиля композитора в его своеобразии и неразрывной связи с русской народной и классической музыкой. Этот стиль выступает как закономерное развитие и продолжение многих черт, характерных для советской музыки в целом.
Литература о Хренникове довольно обширна. Она представлена, в основном, брошюрами историко-биографического характера и статьями-рецензиями, рассчитанными на общее ознакомление читателей со стилем композитора и с отдельными его произведениями.
Брошюры-путеводители, посвященные отдельным произведениям Хренникова, нередко выявляют интересные черточки музыкального языка композитора. Здесь выделяются ярко и образно написанная брошюра Г. Орджоникидзе «Много шума из ничего» (см. 72) и подробный путеводитель О. Левтоновой «Симфонии и концерты Т. Н. Хренникова» (см. 51).
Выступления и статьи Хренникова по вопросам музыкального искусства отражают мировоззрение композитора, его взгляды на жизнь и творчество, его понимание задач, стоящих перед советской музыкой. Они являются продолжением последовательного и целеустремленного вклада композитора в борьбу «за идейную, правдивую и ясную музыку» (см. 115). Всем своим творчеством Хренников утверждает устойчивые высокогуманистические принципы, которые составляют славу советского искусства.
В основу данного исследования легло выдвинутое нами положение о двух жанрово-интонационных сферах в творчестве Хренникова — песенно-лирической в вокальной музыке и скерцозно-танцевальной в инструментальной.