Яхин Р. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Рустема Яхина

Яхин Р. ВАЛЬС-ЭКСПРОМТ
Яхин Р. ВАЛЬС- ми-бемоль мажорЯхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 1 _ В ДЕРЕВНЕ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 2_ КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 3_ ПЕСНЯ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 4_ ЗАБАВНЫЙ ТАНЕЦ (Озорной ветерок)
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 5_ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 6_ СКЕРЦИНО
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 7_ НОКТЮРН
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 8_ РОДНЫЕ ПОЛЯ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ №9_ ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНКА
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 10_ РОНДО
( На празднике)

Яхин Р. ПРЕЛЮДИЯ_ до мажор
Яхин Р. ПРЕЛЮДИЯ_ ля-бемоль мажор
Яхин Р. РАЗМЫШЛЕНИЕ
Яхин Р. ТОККАТА
Яхин Р. ШЕСТВИЕ
Яхин Р. ЮМОРЕСКА _ ми минор
Яхин Р. ЮМОРЕСКА _ соль мажор
РУСТЕМ ЯХИН

Рустем Мухамет-Хазеевич ЯХИН — один из крупнейших представителей музыкальной культуры советской Татарии. Его композиторская деятель­ность получила признание в нашей стране и за ру­бежом. В своем творчестве Р. Яхин предстает как художник, органично сочетающий элементы татар­ского музыкального фольклора с достижениями рус­ской музыкальной классики и ведущих советских композиторов. Известен Р. Яхин и как первый в Та­тарии концертирующий пианист. Выступая в каче­стве солиста и концертмейстера он знакомит слуша­телей не только со своими произведениями, но и ак­тивно пропагандирует лучшие образцы татарской музыки. Интерпретация его отличается глубиной, полетностью, необычайной красочностью звуковой палитры.

Родился Р. Яхин в 1921 году в Казани. Получив там начальное музыкальное образование, поступил в 1937 году на фортепианное отделение музыкаль­ного училища при Московской консерватории (класс профессора А. Руббаха). Несколько позднее Р. Яхин познакомился с профессором Г. Литинским, который побудил его и к профессиональному композиторскому обучению, руководил первыми творче­скими опытами. В 1941 году Р. Яхин стал студентом фортепианного факультета Московской консерва­тории. После Великой Отечественной войны, демобилизовавшись из рядов Советской Армии, продол­жил учебу в Московской консерватории, поступив также на композиторский факультет — занимался у профессоров В. Белого и Ю. Шапорина. Закончив в 1950 году консерваторию, Р. Яхин возвратился в Казань, где ведет плодотворную композиторскую, исполнительскую и музыкально-общественную деятельность. Ему присвоены почетные звания народ­ного артиста РСФСР, заслуженного деятеля ис­кусств РСФСР и ТАССР. Композитор удостоен Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая.

Среди сочинений Р. Яхина следует выделить Концерт для фортепиано с оркестром, пользующий­ся большой популярностью. Р. Яхин является так­же автором вокально-симфонического цикла «Моя родина»  (на стихи татарских поэтов) и кантаты «Урал». Но преобладающее число произведений композитора создано в жанрах камерно-инструментальной и вокальной музыки.

Тонкий знаток фортепиано, Р. Яхин освоил в этой области ряд новых для татарской музыки форм. Предлагаемое издание может дать представ­ление о различных сторонах его композиторского мастерства.

В пьесах Р. Яхина неизменно присутствует ме­лодико-тематическое начало, преобладают классические принципы развития тематизма. Гармоничес­кий язык композитора обычно не порывает с то­нальной системой, хотя и допускает привлечение более сложной аккордики. Существенно важно, что ладовой основой тематизма в большинстве пьес Р. Яхина служит пентатоника — характерный лад татарской народной музыки. Но пентатонические мелодии, как правило, гармонизуются автором на основе классической функциональности. Лишь из­редка (например, в пьесе «Музыкальный момент» из цикла «Летние вечера») пентатоника сопоставляет­ся с аккордами расширенно-тональной системы.

Пьесы Р. Яхина позволяют говорить о развитии классических типов фортепианной фактуры, причем ощущается тяготение к крупной технике, позволя­ющей вспомнить манеру письма С. Рахманинова (Прелюдия до мажор и Прелюдия ля-бемоль ма­жор, средний раздел Юморески ми минор). Вместе с тем композитор мастерски использует специфиче­ские типы фактуры, свойственные конкретным му­зыкальным жанрам (Токката, Вальс-экспромт, Вальс ми-бемоль мажор).

В цикле «Летние вечера» встречаются импонирующие образцы полифонического искусства. Ин­тересно, в частности, каноническое изложение мате­риала в первой пьесе («В деревне») или в репризных и кодовых разделах пьес «Ноктюрн» и «Род­ные поля». Применением фактурной (подголосоч­ной) полифонии выделяется «Поэтическая кар­тинка».

Основой построения формы почти во всех публикуемых пьесах являются классического типа пе­риоды. Кроме того структура музыкального целого нередко предполагает сонатное «закругление», свя­занное с транспонированием материала в главную тональность (Прелюдия до мажор, Юмореска соль мажор, Вальс-экспромт, Вальс ми-бемоль мажор). На основе указанных принципов в пьесах возникают разнообразные построения, причем ощущается об­щая тенденция к созданию развитой и тематически многосоставной формы. В качестве характерной схе­мы следует выделить контрастную трехчастную фор­му с внутренней трехчастностью первого раздела. В подобной рондообразной форме написаны, напри­мер, Юмореска ми минор, пьеса «Размышление», Вальс ми-бемоль мажор. И в более «сжатых» пье­сах цикла «Летние вечера» ощутимо стремление к тематическим контрастам.

Яркие, технически оснащенные пьесы Р. Яхина представляют несомненный интерес для педагогической и концертной практики.
В. ПАВЛОВ

(из аннотации к сборнику Р. Яхина «Альбом пьес»

Яхин Р. «Альбом пьес»
для фортепиано
Яхин  Р. «Забыть не в силах» (романс), сл. М. Лугмана, Пер. Т. Ян_рукописьЯхин Р. РОДНЫЕ ПОЛЯЯхин Р. ВАЛЬСЯхин Р. НА ЁЛКЕ У ГЮЗЕЛЬ

 

ЯХИН Рустем Мухамет Хазеевич — татарский советский композитор — родился 16.VIII 1921 года в Ка­зани. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. Шапорина, по классу фортепиано у В. Эпштейна. Заслуженный деятель искусств Татар­ской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии Татарской АССР. Сре­ди его произведений кантата «Урал»; концерт для фор­тепиано с оркестром; инструментальные пьесы; роман­сы, песни (много детских); фортепианные пьесы (в том числе соната, сюита, вариации); обработки народных песен.
[А. Бакулов]

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.