Ноты для фортепиано композитора
Рустема Яхина
Яхин Р. ВАЛЬС-ЭКСПРОМТ
Яхин Р. ВАЛЬС- ми-бемоль мажорЯхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 1 _ В ДЕРЕВНЕ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 2_ КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 3_ ПЕСНЯ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 4_ ЗАБАВНЫЙ ТАНЕЦ (Озорной ветерок)
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 5_ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 6_ СКЕРЦИНО
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 7_ НОКТЮРН
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 8_ РОДНЫЕ ПОЛЯ
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ №9_ ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНКА
Яхин Р. ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА_ № 10_ РОНДО
( На празднике)
Яхин Р. ПРЕЛЮДИЯ_ до мажор
Яхин Р. ПРЕЛЮДИЯ_ ля-бемоль мажор
Яхин Р. РАЗМЫШЛЕНИЕ
Яхин Р. ТОККАТА
Яхин Р. ШЕСТВИЕ
Яхин Р. ЮМОРЕСКА _ ми минор
Яхин Р. ЮМОРЕСКА _ соль мажор
Рустем Мухамет-Хазеевич ЯХИН — один из крупнейших представителей музыкальной культуры советской Татарии. Его композиторская деятельность получила признание в нашей стране и за рубежом. В своем творчестве Р. Яхин предстает как художник, органично сочетающий элементы татарского музыкального фольклора с достижениями русской музыкальной классики и ведущих советских композиторов. Известен Р. Яхин и как первый в Татарии концертирующий пианист. Выступая в качестве солиста и концертмейстера он знакомит слушателей не только со своими произведениями, но и активно пропагандирует лучшие образцы татарской музыки. Интерпретация его отличается глубиной, полетностью, необычайной красочностью звуковой палитры.
Родился Р. Яхин в 1921 году в Казани. Получив там начальное музыкальное образование, поступил в 1937 году на фортепианное отделение музыкального училища при Московской консерватории (класс профессора А. Руббаха). Несколько позднее Р. Яхин познакомился с профессором Г. Литинским, который побудил его и к профессиональному композиторскому обучению, руководил первыми творческими опытами. В 1941 году Р. Яхин стал студентом фортепианного факультета Московской консерватории. После Великой Отечественной войны, демобилизовавшись из рядов Советской Армии, продолжил учебу в Московской консерватории, поступив также на композиторский факультет — занимался у профессоров В. Белого и Ю. Шапорина. Закончив в 1950 году консерваторию, Р. Яхин возвратился в Казань, где ведет плодотворную композиторскую, исполнительскую и музыкально-общественную деятельность. Ему присвоены почетные звания народного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР и ТАССР. Композитор удостоен Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая.
Среди сочинений Р. Яхина следует выделить Концерт для фортепиано с оркестром, пользующийся большой популярностью. Р. Яхин является также автором вокально-симфонического цикла «Моя родина» (на стихи татарских поэтов) и кантаты «Урал». Но преобладающее число произведений композитора создано в жанрах камерно-инструментальной и вокальной музыки.
Тонкий знаток фортепиано, Р. Яхин освоил в этой области ряд новых для татарской музыки форм. Предлагаемое издание может дать представление о различных сторонах его композиторского мастерства.
В пьесах Р. Яхина неизменно присутствует мелодико-тематическое начало, преобладают классические принципы развития тематизма. Гармонический язык композитора обычно не порывает с тональной системой, хотя и допускает привлечение более сложной аккордики. Существенно важно, что ладовой основой тематизма в большинстве пьес Р. Яхина служит пентатоника — характерный лад татарской народной музыки. Но пентатонические мелодии, как правило, гармонизуются автором на основе классической функциональности. Лишь изредка (например, в пьесе «Музыкальный момент» из цикла «Летние вечера») пентатоника сопоставляется с аккордами расширенно-тональной системы.
Пьесы Р. Яхина позволяют говорить о развитии классических типов фортепианной фактуры, причем ощущается тяготение к крупной технике, позволяющей вспомнить манеру письма С. Рахманинова (Прелюдия до мажор и Прелюдия ля-бемоль мажор, средний раздел Юморески ми минор). Вместе с тем композитор мастерски использует специфические типы фактуры, свойственные конкретным музыкальным жанрам (Токката, Вальс-экспромт, Вальс ми-бемоль мажор).
В цикле «Летние вечера» встречаются импонирующие образцы полифонического искусства. Интересно, в частности, каноническое изложение материала в первой пьесе («В деревне») или в репризных и кодовых разделах пьес «Ноктюрн» и «Родные поля». Применением фактурной (подголосочной) полифонии выделяется «Поэтическая картинка».
Основой построения формы почти во всех публикуемых пьесах являются классического типа периоды. Кроме того структура музыкального целого нередко предполагает сонатное «закругление», связанное с транспонированием материала в главную тональность (Прелюдия до мажор, Юмореска соль мажор, Вальс-экспромт, Вальс ми-бемоль мажор). На основе указанных принципов в пьесах возникают разнообразные построения, причем ощущается общая тенденция к созданию развитой и тематически многосоставной формы. В качестве характерной схемы следует выделить контрастную трехчастную форму с внутренней трехчастностью первого раздела. В подобной рондообразной форме написаны, например, Юмореска ми минор, пьеса «Размышление», Вальс ми-бемоль мажор. И в более «сжатых» пьесах цикла «Летние вечера» ощутимо стремление к тематическим контрастам.
Яркие, технически оснащенные пьесы Р. Яхина представляют несомненный интерес для педагогической и концертной практики.
В. ПАВЛОВ(из аннотации к сборнику Р. Яхина «Альбом пьес»
Яхин Р. «Альбом пьес»
для фортепианоЯхин Р. «Забыть не в силах» (романс), сл. М. Лугмана, Пер. Т. Ян_рукописьЯхин Р. РОДНЫЕ ПОЛЯЯхин Р. ВАЛЬСЯхин Р. НА ЁЛКЕ У ГЮЗЕЛЬ
ЯХИН Рустем Мухамет Хазеевич — татарский советский композитор — родился 16.VIII 1921 года в Казани. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. Шапорина, по классу фортепиано у В. Эпштейна. Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии Татарской АССР. Среди его произведений кантата «Урал»; концерт для фортепиано с оркестром; инструментальные пьесы; романсы, песни (много детских); фортепианные пьесы (в том числе соната, сюита, вариации); обработки народных песен.
[А. Бакулов]