Захваткин А. Н. Клавирная школа Ф. Э. Баха
Захваткин А. Н. Клавирная школа Ф. Э. Баха в исторической перспективе (2007)
Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.
Отрывок из диссертации:
Бах был вхож в общество поэтов, врачей, адвокатов, он был заинтересован в их музыкальной образованности — дополнительной возможности тесного общения. Там он музицировал и даже писал музыкальные «портреты» своих собеседников. Его друзья наверняка знали многие произведения современных тогда авторов, в том числе и самого Баха.
При рассмотрении клавирной школы Ф.Э.Баха надо учитывать ещё один важнейший аспект — приверженность композитора к теории-аффекта в свете усилившегося субъективно-эмоционального фактора. Эта теория знакомая ещё с Эллады в качестве древнегреческих ладов, также претерпевает в рассматриваемую эпоху существенные изменения. Если считать, что теория аффекта основывалась раньше на неизменности и постоянстве одного эмоционального состояния в течение данного музыкального произведения (в средневековье, ренессансе, барокко), то к середине XVIII века был совершён поворот на сто восемьдесят градусов благодаря представителям, прежде всего, «Берлинской школы», гордостью которой был Ф.Э.Бах.