Аксельрод Г. Б.

Аксельрод Глеб Борисович

Г. Аксельрод

Аксельрод Глеб Борисович (11 октября 1923, Москва — 2 октября 2003, Ганновер), заслуженный артист РСФСР (1966)

 Как и у многих других его коллег, путь Аксельрода на большую концертную эстраду лежал через «конкурсное чистилище». Трижды вступал он в пианистические баталии и  трижды возвращался на Родину с лаврами лауреата. На пражском конкурсе имени Сметаны в 1951 году ему была присуждена первая премия; затем последовали международные конкурсы имени М. Лонг — Ж. Тибо в Париже (1955, четвертая премия) и имени Виана да Мота в Лиссабоне (1957, вторая премия). Ко всем  этим соревнованиям Аксельрод готовился под руководством Г. Гинзбурга. По классу этого замечательного педагога он окончил в 1948 году Московскую консерваторию, а к 1951 году завершил у него же курс аспирантуры. С 1959 года Аксельрод и сам начал преподавать; в 1967 году ему присвоено звание доцента.

Концертный стаж Аксельрода (а он выступает как  у нас в стране, так и за рубежом) насчитывает уже более четверти века. За это время сложился вполне определённый художественный облик артиста, который характеризуется прежде всего отменным мастерством, ясностью исполнительских намерении. В журнале «Советская музыка» в одной из рецензий профессор Л. Готлиб писал: «Г. Аксельрод сразу завоевывает доверие слушателя своей убежденностью, внутренним спокойствием человека, знающего, к чему он стремится. Его исполнение, традиционное в лучшем смысле, имеет своей основой вдумчивое изучение текста и его истолкования нашими лучшими мастерами. Монументальность общей композиции он сочетает с бережной отделкой деталей, яркую контрастность—с тонкостью и легкостью звучания. У пианиста хороший вкус и благородная манера». Добавим к этому еще одну характеристику из журнала «Советская музыка»: «Глеб Аксельрод — виртуоз, по типу весьма сходный с Карло Цекки… такие же блеск и непринужденность в пассажах, такая же выносливость в крупной технике, такой же напор темперамента. Искусство Аксельрода — жизнерадостное по тонусу, светлое по краскам».

Все это до некоторой степени определяет и круг репертуарных склонностей артиста. Конечно в его программах наличествуют «опорные пункты» (обычные для любого концертирующего пианиста): Скарлатти, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Лист, Шопен, Брамс, Дебюсси. В то же время его больше привлекает фортепианный Чайковский (Первый концерт, Большая соната, «Времена года»), нежели Рахманинов. На концертных афишах Аксельрода мы почти неизменно встречаемся с именами композиторов XX века (Я. Сибелиус, Б. Барток, П. Хиндемит), мастеров советской музыки. Не говоря уже о «традиционном» С. Прокофьеве, он играет прелюдии Д. Шостаковича, Третий концерт и Первую сонатину Д. Кабалевского, пьесы Р. Щедрина, Сонатину А. Пярта.

Г. АксельродРепертуарная пытливость Аксельрода сказывается и в том, что он время от времени обращается к редко исполняемым сочинениям; в качестве примера можно назвать пьесу Листа «Воспоминания о России» или обработку Скерцо из Шестой симфонии Чайковского, сделанную С. Фейнбергом. Наконец, в отличие от других лауреатов Аксельрод надолго оставляет в своем репертуаре и специфические конкурсные пьесы: не так уж часто звучат у нас фортепианные танцы Сметаны, а тем более пьесы португальских композиторов Ж. де Соза Карвалью или К. Сейксаса.

Данная статья взята из книги "Современные пианисты", часть 1. Составители Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Издательство "Советский композитор", 1977 год.

Рекомендуем:

Пианисты (заметки)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аксельрод Г. Б.: 2 комментария

  1. Здравствуйте! Спасибо Вам за отзыв! Очень рада, если нашли полезную для себя информацию!

  2. Здравствуйте.
    Очень полезная и интересная статья!
    Спасибо Вам за эту информацию.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности