Амброс А.В. «Роберт Шуман»
Амброс А.В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество. (1988)
Отрывок из книги (1 глава):
Известно, что классическая эпоха немецкой поэзии была похожа на цветущий, на короткий весенний день. По мнению Юлиана Шмидта, она ограничивается эпохою одновременной деятельности Шиллера и Гёте. Классическая эпоха немецкой музыки продолжалась гораздо долее: она обнимает собою целое столетие, начиная с 1718 года, когда Себастьян Бах (бывший тогда еще ангальт-кётенским капельмейстером) впервые выказал вполне все свое искусство в своих шести сонатах для скрипки, до 1827, когда умер Бетховен.
В это время блестящего процветания немецкая музыка достигла полного развития и может быть подразделена на три периода: период строгий (Бах), изящный (Моцарт) и изобильный (Бетховен). Эта эпоха, по-видимому, оканчивается последними творениями Бетховена. В них неоспоримо воскресает вновь, каким-то удивительным образом, характер музыкальных сочинений Баха, разумеется с тем колоритом, который приняла музыка в последующие времена, особенно же со времени Моцарта. Эпоха Моцарта обыкновенно считается самым цветущим, самым идеальным, истинно классическим временем немецкой музыки. К этой же эпохе принадлежит и Бетховен до тех сочинений, ряд которых открывается Седьмою симфониею. Прекрасное содержание развивается здесь в форме столько же органически скрепленной, сколько и наглядной. Стройность, строгая манера, ясность, благородство мысли и чарующая прелесть отметили эти творения божественною печатью совершенства. Ясные как день, являются они для всех, тогда как начало и конец великой музыкальной эпохи Германии для многих покрыты каким-то сумраком, если не совершенною тьмой.