Список литературы к курсу «Методика обучения на фортепиано»

Здесь я привожу примерный список рекомендуемой литературы к курсу "Методика обучения игре на фортепиано".

Некоторые книги есть на сайте, некоторых нет. Список литературы к курсу "Методика обучения на фортепиано" носит характер рекомендательного.

Список поможет студентам музыкальных учебных заведений, готовящихся к сдаче аттестации по данной дисциплине, в выборе методической литературы,  а также преподавателям, ведущим или только собирающимся вести данный курс. В подборке литература разделена на ОСНОВНУЮ и ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ.
Рекомендуемая литература к курсу
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»
ОСНОВНАЯ:

  • Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
  • Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн М., 1982.
  • Бейлина С. В классе профессора В. X. Разумовской Л, 1982.
  • Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Л., 1960
  • Браудо И. Об артикуляции. Л, 1973.
  • Бронфин Е.  Н. И. Голубовская — исполнитель и педагог. Л., 1978.
  • Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976
  • Буасье А. Уроки Листа. Предисловие Н. П. Корыхаловой. М., 1964; 2-е изд — СПб, 2002
  • В классе А. Б. Гольденвейзера. М, 1986.
  • Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003
  • Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966.
  • Гинзбург Г.. Статьи. Воспоминания. Материалы М , 1984.
  • Голубовская Н. Искусство педализации Л, 1974
  • Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961; 2-е изд. — М . 2000
  • Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М.-Магнитогорск, 1998,2-е изд. — М , 2006.
  • Дроздова М. . Уроки Юдиной. М., 1997; 2-е изд — М. 2006
  • Зак Я. Статьи. Материалы. Воспоминания. М , 1980.
  • Как исполнять Баха. Сб. статей. М., 2006
  • Как исполнять Бетховена. Сб. статей М., 2002
  • Как исполнять Гайдна. Сб. статей и материалов. М., 2004
  • Как исполнять Моцарта. Сб. статей и материалов М., 2004.
  • Как исполнять Рахманинова. Сб. статей. М., 2003
  • Как исполнять Шопена. Сб. статей и материалов. М., 2005.
  • Коган Г. Работа пианиста. М . 1963
  • Коган Г. У врат мастерства М , 1977
  • Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб., 2000.
  • Либерман К. Работа над фортепианной техникой. М„ 1971; 3-е изд — М. 2004.
  • Либерман К. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
  • Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано М., 1982.
  • Малинковская А. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б В Асафьева // Музыкальное исполнительство Вып. 11. М., 1983.
  • Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования М., 2005
  • Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М., 1966
  • Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1972; 2-е изд. — М , 2001.
  • Мастера советской пианистической школы. Очерки. М., 1961.
  • Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М„ 1979.
  • Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
  • На уроках Антона Рубинштейна. М.-Л., 1964.
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М„ 1982; 6-е изд. — М., 2000.
  • Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М . 1980.
  • Николаев В. Шопен-педагог. М„ 1980.
  • Николаев Л. Статьи и воспоминания современников. Л., 1979.
  • Нильсен В. Артист и учитель. СПб., 2004 Оборин-педагог М, 1989.
  • Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под редакцией Г. М. Цыпина М, 2003
  • Равичер Я. Василий Ильич Сафонов М, 1969.
  • Ражников В. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Методологическая культура педагога-музыканта. М.. 2002.
  • Рахманинов С. Исполнение требует глубоких размышлений // Советская музыка. 1977, № 2. То же в кн.: Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 3. М., 1980.
  • Рахманинов С. Интерпретация зависит от таланта и индивидуальности // Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М„ 1978.
  • Савшинский С. Пианист и его работа. Л, 1961, 2-е изд. — М„ 2002.
  • Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М — Л., 1964; 2-е изд. — М., 2004.
  • Сраджев В. Закономерности управления моторикой пианиста. М., 2004.
  • Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947; 4-е изд. — М„ 2003.
  • Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога М., 1973
  • Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М„ 1975.
  • Фейнберг С. Пианизм как искусство. М . 1965; 
  • Фейнберг С. Мастерство пианиста. М„ 1978.
  • Флиер Я. Статьи. Воспоминания Интервью. М.. 1983.
  • Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб., 2001.
  • Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М., 1984.
  • Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л , 1986
  • Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947; 3-е изд. — М., 2002.

Дополнительная литература
  • Айзенштадт С. «Детский альбом» П. И. Чайковского М , 2003
  • Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики Киев. 1974.
  • Алексеев  А.  Русские пианисты М.-Л , 1948
  • Аронов А. Динамика и артикуляция в фортепианных произведениях Бетховена // Об исполнении фортепианной музыки Баха. Бетховена. Дебюсси. Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича М -Л , I965.
  • Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. 
  • Баренбойм .Л.  Антон Григорьевич Рубинштейн Т. 1,2 М., 1957, 1962
  • Баренбойм .Л.  Путь к музицированию Л . 1979.
  • Баринова  М Очерки по методике фортепиано Ч. 1.2 М. 1925
  • Веркчан Т. А. Н. Есипова М.,  1948
  • Беседы о педагогике и исполнительстве К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории Вып. 1-4 / Ред -сост В. Г Цыпин, С. И. Тихонов, Е. Л. Сафонова М. 1992-1999.
  • Бирмак А. О художественной технике пианиста. М , 1973
  • Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха М , 1993
  • ВочкаревЛ. Психология музыкальной деятельности М . 1997.
  • Браудо И. Изучение клавирных сочинений И С. Баха в музыкальной школе. М.-Л, 1965, 4-е изд — М. 2001
  • Браудо И. Об артикуляции. Л., 1973.
  • Булатова Л. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесной М , 1976.
  • Буховцев А. Записки по элементарной фортепианной педагогии. Руководство для молодых преподавателей М., 1890
  • Вартанов  С. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики Труды ГМПИ им Гнесных. Вып.№ 24 М. 1976
  • Вебер К. Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано М.. 1875; переизд — СПб . 2002
  • Вебер К. Э. Музыкально-педагогические афоризмы // Русская музыкальная газета, 1900, № 29-30
  • Виноградова О. Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся-пианистов // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. М, 1965
  • Виноградова О. На уроках К. И. Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики. Вып 5. М, 1984
  • Вицинский А. Беседы с пианистами М , 2004
  • Вопросы фортепианной педагогики Вып. 1-4. М., 1963-1976.
  • Воспоминания о В. В Нечаеве // Профессора исполнительских классов Московской консерватории Вып. 2. М , 2002
  • Воспоминания о В. В. Софроницком. М., 1970; 2-е изд. — М . 1982
  • В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Н. И. Голубовская, Н. Е.Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин, Л. 1968.
  • Гат Й. Техника фортепианной игры. Будапешт. 1957
  • Геника Р. Из консерваторских воспоминаний (1871-1879) // Русская музыкальная газета.1918, №№36 49
  • Гольденвейзер А. Статьи, материалы, воспоминания М , 1969
  • Готсдинер А. Музыкальная психология М . 1993
  • Григорьев В. О развитии музыкальной памяти учащегося // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. М., 1980.
  • Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. И. Б. Ложье. Ф Вик. Л. Раман. М. Варро СПб., 2004
  • Грохотов С. Иосиф Левин — пианист и педагог // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 1. М., 2000.
  • Жариков Е. Психологические средства стрессоустойчивости.  М., 1990
  • Землянский Б. О музыкальной педагогике. М.. 1987.
  • Зетель И. Н. К. Метнер М., 1981.
  • Как научить играть на рояле. Первые шаги. Сб статей. М., 2005.
  • Кирнарская Д. Музыкальные способности. М„ 2004.
  • Коган Г. О фортепианной фактуре (к вопросу о пианистичности изложения). М.. 1961
  • Кокушкин В. О педализации // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. М., 1965.
  • Копчевский Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. М , 1986.
  • Корто А. О фортепианном искусстве М„ 1965; 2-е изд — М„ 2005
  • Корыхалова Н. Играем гаммы. М , 1995.
  • Корыхалова Н. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства. Л., 1979.
  • Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано М. 1966; 2-е изд — М . 2003
  • Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.. 1984.
  • Кузёмина Л. Исполнительская эстетика Б. Л. Яворского. М„ 2000.
  • Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899
  • Ландовска В. О музыке. М., 1991.
  • Ларченко О. Педагогические принципы П. А. Серебрякова // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. М., 1991.
  • Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М., 1978.
  • Либерман Е.- Фортепианные сонаты Бетховена Вып. 1-4. М., 2005.
  • Майкапар С. Годы учения М.-Л., 1938; 2-е изд. — М., 2003.
  • Майкапар С. Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1900; 2-е изд. — Пг., 1915; переизд. — Челябинск, 2005.
  • Маккинон Л. Игра наизусть Л.. 1967; 2-е изд. — М . 2004.
  • Макуренкова Е. А. Н. Буховцев и его методические работы (Из прошлого русской фортепианной педагогию!) // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Труды ГМПИ им. Гнесиных Вып. 2 М.. 1961.
  • Малинковская А. Специфика исполнительского анализа музыкального произведения // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Труды ГМПИ им. Гнесиных Вып. 68. М., 1983.
  • Малинковская А. Бела Барток — педагог. М., 1985.
  • Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков. Очерки. М„ 1990.
  • Малышев И. Музыкальное произведение: эстетический анализ. М., 1999.
  • Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. М. 1976.
  • Маргулис В. Багатели опус 10. М., 2003.
  • Меркулов А. «Досточтимый артист, неустанный учитель, сердечный человек» (об исполнительских и педагогических принципах П. А Пабста) // «Фортепиано», 2001, № I.
  • Меркулов А. Каденция солиста в XVI11 — начале XIX века // Старинная музыка, 2002, № 2-4.
  • Меркулов А. Проведение урока по Щапову // «Фортепиано», 2001, №3.
  • Меркулов А. Сюитные циклы Шумана: вопросы целостности композиции и интерпретации М, 1991; 2-е изд. — М.. 2006.
  • Метнер Н. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1981.
  • Милка А., Шабалина Т.  Занимательная бахиана Вып. 1, 2. СПб., 2001.
  • Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
  • Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха и особенности его исполнения М . 1968; 2-е изд — М .. 2001
  • Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства М., 1983. Мысли о Моцарте М., 2004.
  • Нильсен В. Наше святое ремесло СПб., 2004
  • Новикова Э. Тобиас Маттей // Музыкальное исполнительство. Вып. 7 М., 1972.
  • Орышак И. Ганс Бюлов — педагог // Инструментальное обучение на музыкально- педагогическом факультете. Вопросы теории и истории фортепианной педагогики М., 1973.
  • Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып 1, 2. М , 1960, 1965
  • Падеревский И. Tempo rubato Лучший способ обучения игре на фортепиано // Стивенсон Р. Парадокс Падеревского СПб., 2003
  • Перельман Н. В классе рояля Л., 1981; 5-е изд — М , 2002.
  • Петрушин В. Музыкальная психология. М., 2003. Пианисты рассказывают. Вып. 1-3. М., 1979-1990.
  • Пискунова Н. Об истоках пианизма Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность Ростов-на-Дону, 2005
  • Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.. 2001.
  • Понизовкин Ю. Об аппликатурных принципах С.В Рахманинова // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Труды ГМПИ нм. Гнесиных. Вып. 2. М., 1961
  • Прокофьев Г. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956.
  • Пфейфер Т. Лекции Ганса Бюлова М., 1896
  • Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.
  • Рахманинов С. Композитор как интерпретатор  — Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М„ 1978.
  • Режиссура игры на фортепиано Б. М. Берлин Музыкант, личность, педагог М., 2006
  • Роченов Э. Научные основы фортепианной педагогии и вытекающий из них «естественный метод» преподавания // Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний, 1904. янв.-февр.
  • Ройзман Л. Иоганн Себастьян Бах и проблемы нашего педагогического сегодня (мысли и размышления). Предисловие Р. А. Островского. Петрозаводск, 2003.
  • Ройзман Л. Спрашивают педагоги-практики // Вопросы фортепианной педагогии. Вып 1. М., 1963, 1967
  • Савшинский С. Леонид Николаев. Л.-М, 1950.
  • Сафонов В. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. Лондон, 1916.
  • Светозарова Н., Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965; 2-е изд —М , 2001.
  • Слуцкая Л. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста (на примере работы фортепианного факультета Московской консерватории) // Музыкальное просвещение, 1999, № 1.
  • Смирнов М. Э. Г. Гилельс — педагог // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968
  • Смирнова М. Артур Шнабель. Л . 1979.
  • Смирнова М. Фортепианные циклы Р Шумана, П Чайковского, К. Дебюсси, С. Прокофьева о детях и для детей // Смирнова М. Сопоставляя интерпретации Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки СПб., 2003.
  • Сраджев В. Свобода игрового аппарата пианиста. Теоретико-методологические основы. Елец, 2001.
  • Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.
  • Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. Л., 1978; 2-е изд. — СПб., 1999.
  • Тимакин Е.  Воспитание пианиста. М., 1984.
  • Толстых Н. Вступительная статья // Дюбюк А Техника фортепианной игры. М., 2005 Традиции отечественной фортепианной педагогики. А. Н. Есипова. Е. Ф. Гнесина. А. Л. Иохелес. Т. Д. Гутман. Б. М. Берлин. РАМ им. Гнесиных. М„ 1995.
  • Ушаков И. Жест и мимика в системе выразительных средств исполнителя-пианиста // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. трудов МГТГУ Вып. 12. М., 2005.
  • Цатурян К. Чтение с листа // Теория и методика обучения игре на фортепиано М., 2001.
  • Цыпин /: Исполнитель и техника. М.. 1999.
  • Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М., 1988.
  • Цыпин Т. Психология музыкальной деятельности. М., 1994
  • Чудновский В., Юркевич В. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.
  • Шляпников В. Искусство педализации. Левая педаль. СПб., 1999.
  • Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971; 3-е изд. — М., 2003.
  • Шохирева Н. Педагогические принципы Фридриха Вика // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта Сб. науч. трудов МПГУ. Вып 11. М., 2005.
  • Шохирева Н. О педагогической деятельности Клары Вик-Шуман //Там же. Вып. 12. М., 2006.
  • Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2005.
  • Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
  • Юдина М. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978
  • Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я — детский педагог. СПб., 2002.
  • Юрова Г. Новые фортепианные произведения советских композиторов для детей. Учебно-методическое пособие М., 1974.
  • Юрова Т.. Голеш А. О работе педагога над учебным репертуаром. Методическиет рекомендации. М., 1986. Юрова Т. Первый русский методист (об А. Н. Буховцеве) //Фортепиано, 2000, № 4.
  • Ямпольский А. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики М., 1968

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.