Список литературы к курсу «Методика обучения на фортепиано»
16 304
Здесь я привожу примерный список рекомендуемой литературы к курсу "Методика обучения игре на фортепиано".
Некоторые книги есть на сайте, некоторых нет. Список литературы к курсу "Методика обучения на фортепиано" носит характер рекомендательного.
Список поможет студентам музыкальных учебных заведений, готовящихся к сдаче аттестации по данной дисциплине, в выборе методической литературы, а также преподавателям, ведущим или только собирающимся вести данный курс. В подборке литература разделена на ОСНОВНУЮ и ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ.
Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М . 1980.
Николаев В. Шопен-педагог. М„ 1980.
Николаев Л. Статьи и воспоминания современников. Л., 1979.
Нильсен В. Артист и учитель. СПб., 2004 Оборин-педагог М, 1989.
Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под редакцией Г. М. Цыпина М, 2003
Равичер Я. Василий Ильич Сафонов М, 1969.
Ражников В. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Методологическая культура педагога-музыканта. М.. 2002.
Рахманинов С. Исполнение требует глубоких размышлений // Советская музыка. 1977, № 2. То же в кн.: Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 3. М., 1980.
Рахманинов С. Интерпретация зависит от таланта и индивидуальности // Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М„ 1978.
Савшинский С. Пианист и его работа. Л, 1961, 2-е изд. — М„ 2002.
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М — Л., 1964; 2-е изд. — М., 2004.
Сраджев В. Закономерности управления моторикой пианиста. М., 2004.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947; 4-е изд. — М„ 2003.
Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога М., 1973
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М„ 1975.
Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л , 1986
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947; 3-е изд. — М., 2002.
Дополнительная литература
Айзенштадт С. «Детский альбом» П. И. Чайковского М , 2003
Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики Киев. 1974.
Алексеев А. Русские пианисты М.-Л , 1948
Аронов А. Динамика и артикуляция в фортепианных произведениях Бетховена // Об исполнении фортепианной музыки Баха. Бетховена. Дебюсси. Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича М -Л , I965.
Баренбойм .Л. Антон Григорьевич Рубинштейн Т. 1,2 М., 1957, 1962
Баренбойм .Л. Путь к музицированию Л . 1979.
Баринова М Очерки по методике фортепиано Ч. 1.2 М. 1925
Веркчан Т. А. Н. Есипова М., 1948
Беседы о педагогике и исполнительстве К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории Вып. 1-4 / Ред -сост В. Г Цыпин, С. И. Тихонов, Е. Л. Сафонова М. 1992-1999.
ВочкаревЛ. Психология музыкальной деятельности М . 1997.
Браудо И. Изучение клавирных сочинений И С. Баха в музыкальной школе. М.-Л, 1965, 4-е изд — М. 2001
Браудо И. Об артикуляции. Л., 1973.
Булатова Л. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесной М , 1976.
Буховцев А. Записки по элементарной фортепианной педагогии. Руководство для молодых преподавателей М., 1890
Вартанов С. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики Труды ГМПИ им Гнесных. Вып.№ 24 М. 1976
Вебер К. Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано М.. 1875; переизд — СПб . 2002
Вебер К. Э. Музыкально-педагогические афоризмы // Русская музыкальная газета, 1900, № 29-30
Виноградова О. Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся-пианистов // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. М, 1965
Виноградова О. На уроках К. И. Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики. Вып 5. М, 1984
Вицинский А. Беседы с пианистами М , 2004
Вопросы фортепианной педагогики Вып. 1-4. М., 1963-1976.
Воспоминания о В. В Нечаеве // Профессора исполнительских классов Московской консерватории Вып. 2. М , 2002
Воспоминания о В. В. Софроницком. М., 1970; 2-е изд. — М . 1982
В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Н. И. Голубовская, Н. Е.Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин, Л. 1968.
Гат Й. Техника фортепианной игры. Будапешт. 1957
Геника Р. Из консерваторских воспоминаний (1871-1879) // Русская музыкальная газета.1918, №№36 49
Корто А. О фортепианном искусстве М„ 1965; 2-е изд — М„ 2005
Корыхалова Н. Играем гаммы. М , 1995.
Корыхалова Н. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства. Л., 1979.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано М. 1966; 2-е изд — М . 2003
Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.. 1984.
Кузёмина Л. Исполнительская эстетика Б. Л. Яворского. М„ 2000.
Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899
Ландовска В. О музыке. М., 1991.
Ларченко О. Педагогические принципы П. А. Серебрякова // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. М., 1991.
Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М., 1978.
Либерман Е.- Фортепианные сонаты Бетховена Вып. 1-4. М., 2005.
Майкапар С. Годы учения М.-Л., 1938; 2-е изд. — М., 2003.
Майкапар С. Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1900; 2-е изд. — Пг., 1915; переизд. — Челябинск, 2005.
Маккинон Л. Игра наизусть Л.. 1967; 2-е изд. — М . 2004.
Макуренкова Е. А. Н. Буховцев и его методические работы (Из прошлого русской фортепианной педагогию!) // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Труды ГМПИ им. Гнесиных Вып. 2 М.. 1961.
Малинковская А. Специфика исполнительского анализа музыкального произведения // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Труды ГМПИ им. Гнесиных Вып. 68. М., 1983.
Малинковская А. Бела Барток — педагог. М., 1985.
Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков. Очерки. М„ 1990.
Малышев И. Музыкальное произведение: эстетический анализ. М., 1999.
Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. М. 1976.
Маргулис В. Багатели опус 10. М., 2003.
Меркулов А. «Досточтимый артист, неустанный учитель, сердечный человек» (об исполнительских и педагогических принципах П. А Пабста) // «Фортепиано», 2001, № I.
Меркулов А. Каденция солиста в XVI11 — начале XIX века // Старинная музыка, 2002, № 2-4.
Меркулов А. Проведение урока по Щапову // «Фортепиано», 2001, №3.
Меркулов А. Сюитные циклы Шумана: вопросы целостности композиции и интерпретации М, 1991; 2-е изд. — М.. 2006.
Метнер Н. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1981.
Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана Вып. 1, 2. СПб., 2001.
Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха и особенности его исполнения М . 1968; 2-е изд — М .. 2001
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства М., 1983. Мысли о Моцарте М., 2004.
Нильсен В. Наше святое ремесло СПб., 2004
Новикова Э. Тобиас Маттей // Музыкальное исполнительство. Вып. 7 М., 1972.
Орышак И. Ганс Бюлов — педагог // Инструментальное обучение на музыкально- педагогическом факультете. Вопросы теории и истории фортепианной педагогики М., 1973.
Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып 1, 2. М , 1960, 1965
Падеревский И. Tempo rubato Лучший способ обучения игре на фортепиано // Стивенсон Р. Парадокс Падеревского СПб., 2003
Перельман Н. В классе рояля Л., 1981; 5-е изд — М , 2002.
Петрушин В. Музыкальная психология. М., 2003. Пианисты рассказывают. Вып. 1-3. М., 1979-1990.
Пискунова Н. Об истоках пианизма Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность Ростов-на-Дону, 2005
Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.. 2001.
Понизовкин Ю. Об аппликатурных принципах С.В Рахманинова // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Труды ГМПИ нм. Гнесиных. Вып. 2. М., 1961
Прокофьев Г. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956.
Пфейфер Т. Лекции Ганса Бюлова М., 1896
Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.
Рахманинов С. Композитор как интерпретатор — Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М„ 1978.
Режиссура игры на фортепиано Б. М. Берлин Музыкант, личность, педагог М., 2006
Роченов Э. Научные основы фортепианной педагогии и вытекающий из них «естественный метод» преподавания // Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний, 1904. янв.-февр.
Ройзман Л. Иоганн Себастьян Бах и проблемы нашего педагогического сегодня (мысли и размышления). Предисловие Р. А. Островского. Петрозаводск, 2003.
Ройзман Л. Спрашивают педагоги-практики // Вопросы фортепианной педагогии. Вып 1. М., 1963, 1967
Савшинский С. Леонид Николаев. Л.-М, 1950.
Сафонов В. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. Лондон, 1916.
Светозарова Н., Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965; 2-е изд —М , 2001.
Слуцкая Л. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста (на примере работы фортепианного факультета Московской консерватории) // Музыкальное просвещение, 1999, № 1.
Смирнов М. Э. Г. Гилельс — педагог // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968
Смирнова М. Артур Шнабель. Л . 1979.
Смирнова М. Фортепианные циклы Р Шумана, П Чайковского, К. Дебюсси, С. Прокофьева о детях и для детей // Смирнова М. Сопоставляя интерпретации Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки СПб., 2003.
Сраджев В. Свобода игрового аппарата пианиста. Теоретико-методологические основы. Елец, 2001.
Толстых Н. Вступительная статья // Дюбюк А Техника фортепианной игры. М., 2005 Традиции отечественной фортепианной педагогики. А. Н. Есипова. Е. Ф. Гнесина. А. Л. Иохелес. Т. Д. Гутман. Б. М. Берлин. РАМ им. Гнесиных. М„ 1995.
Ушаков И. Жест и мимика в системе выразительных средств исполнителя-пианиста // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. трудов МГТГУ Вып. 12. М., 2005.
Цатурян К. Чтение с листа // Теория и методика обучения игре на фортепиано М., 2001.
Цыпин /: Исполнитель и техника. М.. 1999.
Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М., 1988.
Цыпин Т. Психология музыкальной деятельности. М., 1994
Чудновский В., Юркевич В. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.
Шляпников В. Искусство педализации. Левая педаль. СПб., 1999.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971; 3-е изд. — М., 2003.
Шохирева Н. Педагогические принципы Фридриха Вика // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта Сб. науч. трудов МПГУ. Вып 11. М., 2005.
Шохирева Н. О педагогической деятельности Клары Вик-Шуман //Там же. Вып. 12. М., 2006.
Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2005.
Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
Юдина М. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978
Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я — детский педагог. СПб., 2002.
Юрова Г. Новые фортепианные произведения советских композиторов для детей. Учебно-методическое пособие М., 1974.
Юрова Т.. Голеш А. О работе педагога над учебным репертуаром. Методическиет рекомендации. М., 1986. Юрова Т. Первый русский методист (об А. Н. Буховцеве) //Фортепиано, 2000, № 4.
Ямпольский А. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики М., 1968
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!