Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы шести
Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы шести (1964)
Деятельность композиторов «Шестерки» — Онеггера, Мийо, Пуленка, Орика, Дюрея, Тайефер — протекала в трудной и очень сложной общественно-культурной обстановке Франции в период после первой мировой войны. Это не могло не отразиться на их творчестве, породив противоречивость художественных исканий, Тем не менее, несмотря на недостаточную четкость идейных позиций представителей «Шестерки», а подчас их серьезные мировоззренческие заблуждения, которые обнаруживаются у одних в большей, у других в меньшей степени, в творчестве этих композиторов ясно проступает одна важная черта: прочная опора на национальные традиции французской музыки. Я имею в виду те преемственные связи, которые, вопреки воздействию модернизма, способствовали проявлению реалистических тенденций в лучших произведениях представителей «Шестерки», помогали — пусть порой односторонне, но правдиво — отражать жизнь современной Франции.
Присмотримся к этим традициям.
Они отчетливо оформились в XVII—XVIII веках, получив яркое воплощение в музыке Куперена и Рамо. Но истоки французской музыки восходят в народной песне, к искусству средневековья, к Ars Nova («Новому искусству» XIV века) с его вершиной — творчеством Гийома Машо, к франко-фламандским полифонистам эпохи Возрождения, к лирической трагедии Люлли.