Добровейн М.А. Страницы жизни Исая Добровейна (1972)

Добровейн М.А. Страницы жизни Исая Добровейна (1972)

Добровейн М.А. Страницы жизни Исая Добровейна (1972)

ИСАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОВЕЙН

Судьба музыканта

Несметному множеству людей имя Исая Александровича Добровейна знакомо в связи с ярчайшим эпизодом биографии музыканта. 20 октября 1920 года В. И. Ленин, прослушав в исполнении Добровейна свое любимое произведение — сонату Бетховена «Аппассионата», высказал глубокие мысли об этом гениальном сочинении и о музыкальном искусстве вообще. Записанные А. М. Горьким слова, сказанные в тот вечер Владимиром Ильичем, приобрели широкую известность
Эпизод этот многократно описывался в статьях, рассказах, был экранизирован в фильме «Аппассионата» («Мосфильм», 1963). К какому жанру относится этот труд? Ближайшая спутница жизни Добровейна с 1916 по 1953 год — год его кончины,— Мария Альфредовна выступает, разумеется, как мемуаристка, но только особого рода. Чрезвычайно кратко, с предельной скромностью упоминает она о себе и о семейных обстоятельствах, сосредоточивая основное внимание на характеристике художественной деятельности мужа. Однако и эту характеристику и даже обрисовку Добровейна-человека она старается давать как можно меньше от своего имели, насыщая книгу многочисленными документальными материалами, взятыми по преимуществу из тщательно собранного ею архива.

Нисколько не претендуя ни на аналитическую углубленность, пи на беллетристическую занимательность, киига выразительно рассказывает о непростой судьбе и своеобразной личности одаренного музыканта. Документы здесь убедительно говорят сами за себя, и важнейшую особенность «Страниц жизни…» составляет то, что в них зачастую звучит голос самого Добровейна.
Ученица Алферовской гимназии, Мария Руперти познакомилась с учеником предпоследнего курса Московской консерватории Исаем Добровейном летом 1909 года и уже начиная с этого времени могла слышать рассказы о его детских годах от него самого. Но Мария Альфредовна предпочитает использовать свои личные воспоминания и сведения лишь для того, чтобы кос в чем дополнить или, по возможности; уточнить содержание сохранившихся у нее двух автобиографических фрагментов. В одном из них Добровейн рассказал о своем раннем детстве, прошедшем на Волге, по которой он еще маленьким мальчуганом проплыл па плотах от родного Нижнего Новгорода до самой Астрахани. М. А. Добровейн предупреждает читателя о возможной фактологической неточности этих записок, но совершенно справедливо подчеркивает, что они «очень правдиво и сильно передают сущность Исая Александровича как человека и художника».
Как вполне основательно предполагает Мария Альфредовна, Исай Александрович Добровейн не продолжил далее автобиографические записки, чувствуя, по-видимому, «что уже описал все, бывшее для него самым главным, заветным, — свою любовь к природе, Волге, народной русской песне, к прямоте и простоте, а также свои первые, неизгладимые тяжелые переживания» (см. стр. 38 настоящего издания).
По существу то же самое можно сказать и о другом фрагменте — пусть даже приукрашенном некоторым романтическим вымыслом рассказе Добровейна о паломничестве на родину страстно любимого композитора — Эдварда Грига, в Норвегию, совершенном в отроческие консерваторские годы. Читать далее

И. Добровейн и А. Шнабель


Рекомендуем:

Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов (1975)

Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит (1974)

Никулин Л. Фёдор Шаляпин (1962)

Воспоминания о С.В. Рахманинове (подборка статей)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности