Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения с листа
Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения с листа (1960)
ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА
От квалификации учителей пения, их общей и музыкальной культуры, любви к своему делу зависит не только музыкальное образование наших школьников, но и в значительной степени их общее развитие.
Специфика преподавании пения в массовой школе требует, чтобы учитель имел широкое музыкальное образование. Он должен быть хормейстером, знать музыкальную литературу, владеть каким-либо инструментом. В таком направлении и ведется работа по подготовке учителей пения в педагогических институтах.
Очень большое внимание уделяется игре на каком-либо инструменте; занятия по инструменту проводятся систематически с I по V курс. Кроме того, все учащиеся проходят курс общего фортепьяно. Овладение навыками игры на инструменте, в частности на фортепьяно, имеет важное значение для студентов в период занятий и впоследствии в их самостоятельной работе. По окончании института студенты должны так овладеть инструментом, чтобы уметь грамотно и выразительно исполнить произведение средней трудности, необходимое для иллюстрации на уроках пения, проаккомпанировать вокальное и хоровое произведение. Для этого им нужно овладеть техникой фортепьянной игры, напевностью в звучании и умением вести мелодическую линию на фортепьяно и, наконец, что очень важно, научиться читать с листа.
Чтение с листа является одной из важнейших проблем музыкального образования. Мы не представляем себе культурного человека, читающего по складам, однако миримся с тем фактом, что очень многие музыканты-профессионалы не умеют читать с листа, Это приводит к тому, что они знают только те произведения, которые выучивают, а остальную музыкальную литературу знают плохо. Неумение читать с листа является причиной того, что даже пианисты-профессионалы неохотно играют незнакомые произведения, так как, затрудняясь бегло прочитать их, не представляют себе их звучания.
Если для пианиста так важно умение читать с листа, то для учителя пения это еще важнее. Учитель не может выучивать все произведения, нужные ему в работе. А ему приходится сталкиваться с очень разнообразным репертуаром, быть иллюстратором, аккомпаниатором, концертмейстером. Чем лучше учитель пения будет читать с листа, тем больше литературы он будет знать, тем шире будет его музыкальный кругозор и тем большую пользу он сможет принести своим ученикам. Читать далее