Фортепианный ансамбль (программа)
Фортепианный ансамбль. Программа для фортепианных факультетов музыкальных вузов.
Составитель программы доцент В. П. САМОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени ГНЕСИНЫХ КАФЕДРА КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ, КВАРТЕТА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ Москва, 1988 г.
Совместное музицирование занимает одно из важных мест в исполнительской деятельности музыканта и требует столь же целеустремленного, последовательного развития, что и воспитание индивидуальных профессиональных качеств в специальных классах. Наряду с камерным ансамблем и концертмейстерским классом, важной составной частью комплекса специальных дисциплин, призванных воспитывать всесторонне развитого пианиста, является фортепианный ансамбль.
Задачи курса фортепианного ансамбля определяются разнообразием функций этого вида совместного музицирования в профессиональной деятельности пианиста. С одной стороны, фортепианный дуэт — один из наиболее стабильных видов инструментального ансамбля, имеющий многовековую историю и высокохудожественный репертуар, постоянно обогащающийся за счет создания по.,ых оригинальных произведении и концертных транскрипций. Концертирование в фортепианном дуэте получило в наши дин повсеместное распространение. С другой стороны, фортепианный ансамбль является преимущественной формой концертмейстерской работы в классах хорового н оркестрового дирижирования музыкальных училищ и-вузов. Наконец, немаловажную роль играет фортепианный ансамбль и в педагогической работе пианиста: каждый педагог-пианист в своей учебной практике выступает как участник фортепианного дуэта, аккомпанируя ученикам своего класса при исполнении ими фортепианных концертов как на уроках, так и при публичных выступлениях.
Но задачи курса фортепианного ансамбля не ограничиваются подготовкой студентов к перечисленным конкретным формам профессиональной работы в фортепианном дуэте. В процессе обучения студенты приобретают навыки и качества, которые в дальнейшем будут необходимы им в других ансамблевых классах па разных этапах профессиональной деятельности:
— умение слышать звучание всего ансамбля и целом и своей партии как части целого и в соответствии с этим оценивать динамический баланс ансамбля;
— умение добиться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т. д..;
— умение играть в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;
— умение работать над единством художественного замысла, драматургической концепцией произведения и воплощать ее в процессе совместного исполнения.
Тождество инструментов в фортепианном ансамбле, облегчая взаимопонимание партнеров, создает и свои специфические сложности, затрудняя решение таких задач, как одновременное взятие звука, синхронное исполнение унисонных или параллельных движений (особенно в медленном темпе) п т. д. Успешное преодоление подобных трудностей — свидетельство высокой исполнительской дисциплины партнеров и хорошего уровня ансамбля. Совместный поиск решений художественных задач стимулирует аналитическую работу каждого из участников ансамбля над индивидуальными особенностями своего пианизма: необходимость сыграть так, как играет партнер, часто выдвигает перед ним требование совершенствовать исполнение в конкретном, уже найденном партнером направлении.
Руководитель класса фортепианного ансамбля должен учитывать профессиональные возможности студентом при составлении ансамбля с тем, чтобы различие их индивидуальностей могло быть преодолено в совместной работе.
Мария, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку! Ссылку обновила, попробуйте открыть и скачать ещё раз!
Здравствуйте! Ссылка не работает.