Фортепианный ансамбль (программа)

Фортепианный ансамбль (программа)

Фортепианный ансамбль. Программа для фортепианных факультетов музыкальных вузов.
Составитель программы доцент В. П. САМОЛЕТОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени ГНЕСИНЫХ
 КАФЕДРА КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ, КВАРТЕТА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Москва, 1988 г.

Совместное музицирование занимает одно из важных мест в исполнительской деятельности музыканта и требует столь же целеустремленного, последовательного развития, что и воспитание индивидуальных профессиональных качеств в специальных классах. Наряду с камерным ансамблем и концертмейстерским классом, важной составной частью комплекса специальных дисциплин, призванных воспитывать всесторонне развитого пианиста, является фортепианный ансамбль.

Задачи курса фортепианного ансамбля определяются разнообразием функций этого вида совместного музицирования в профессиональной деятельности пианиста. С одной стороны, фортепианный дуэт — один из наиболее стабильных видов инструментального ансамбля, имеющий многовековую историю и высокохудожественный репертуар, постоянно обогащающийся за счет создания по.,ых оригинальных произведении и концертных транскрипций. Концертирование в фортепианном дуэте получило в наши дин повсеместное распространение. С другой стороны, фортепианный ансамбль является преимущественной формой концертмейстерской работы в классах хорового н оркестрового дирижирования музыкальных училищ и-вузов. Наконец, немаловажную роль играет фортепианный ансамбль и в педагогической работе пианиста: каждый педагог-пианист в своей учебной практике выступает как участник фортепианного дуэта, аккомпанируя ученикам своего класса при исполнении ими фортепианных концертов как на уроках, так и при публичных выступлениях.

Но задачи курса фортепианного ансамбля не ограничиваются подготовкой студентов к перечисленным конкретным формам профессиональной работы в фортепианном дуэте. В процессе обучения студенты приобретают навыки и качества, которые в дальнейшем будут необходимы им в других ансамблевых классах па разных этапах профессиональной деятельности:

— умение слышать звучание всего ансамбля и целом и своей партии как части целого и в соответствии с этим оценивать динамический баланс ансамбля;

— умение добиться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т. д..;

— умение играть в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;

— умение работать над единством художественного замысла, драматургической концепцией произведения и воплощать ее в процессе совместного исполнения.

Тождество инструментов в фортепианном ансамбле, облегчая взаимопонимание партнеров, создает и свои специфические сложности, затрудняя решение таких задач, как одновременное взятие звука, синхронное исполнение унисонных или параллельных движений (особенно в медленном темпе) п т. д. Успешное преодоление подобных трудностей — свидетельство высокой исполнительской дисциплины партнеров и хорошего уровня ансамбля. Совместный поиск решений художественных задач стимулирует аналитическую работу каждого из участников ансамбля над индивидуальными особенностями своего пианизма: необходимость сыграть так, как играет партнер, часто выдвигает перед ним требование совершенствовать исполнение в конкретном, уже найденном партнером направлении.

Руководитель класса фортепианного ансамбля должен учитывать профессиональные возможности студентом при составлении ансамбля с тем, чтобы различие их индивидуальностей могло быть преодолено в совместной работе. Читать далее

Рекомендуем:

Фортепианные ансамбли (ноты)

Примерная программа дисциплины фортепиано. (МГК, 2006)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности