Гринберг М. И.

Гринберг Мария Израилевна

hqdefaultГринберг Мария Израилевна (06.09.1908 г. — 14.07. 1978 г.). Засл. арт. РСФСР (1961)

«Я люблю в ее исполнительском творчестве неизмен­но присущую ей ясность мысли, настоящее проникнове­ние в смысл музыки, непогрешимый вкус… затем гар­моничность музыкальных образов, хорошее чувство фор­мы, красивый обаятельный звук, звук не как самоцель, а как главное средство выражения, законченную техни­ку, однако без тени «виртуозничания». Отмечу также в ее игре серьезность, благородную собранность мыслей и чувств…»

С этими, вполне субъективными оценками Г. Г. Нейгауза, наверняка согласятся многие любители музыки, знакомые с искусством Марии Гринберг.

В этой, мож­но сказать, всеохватной характеристике хочется выде­лить слово «гармоничность». Действительно, артистиче­ски! Облик Марии Гринберг покоряет своей цельностью и в то же время многогранностью. Как отмечают иссле­дователи творчества пианистки, это последнее обстоя­тельство во многом объясняется воздействием тех педа­гогов, у которых занималась Гринберг в стенах Москов­ской консерватории. Приехав из Одессы (там ее учите­лем до 1925 года был Д. С. Айзберг), она поступила в класс Ф. М. Блуменфельда; позже ее руководителем стал К. Н. Игумнов, по классу которого в 1933 году Гринберг и окончила консерваторию. В 1933—1935 го­дах она прошла у Игумнова курс аспирантуры (школу высшего мастерства, как это называлось в ту пору). И если от Ф. М. Блуменфельда молодая артистка «поза­имствовала» эстрадность в лучшем смысле слова, мас­штабный подход к решению интерпретаторских проблем, то от К. Н. Игумнова Гринберг унаследовала сти­листическую чуткость, мастерство владения звуком,

Важным этапом в артистическом становлении пиани­стки явился Второй Всесоюзный конкурс музыкантов-ис­полнителей (1935): Гринберг завоевала вторую премию. Конкурс положил начало ее широкой концертной дея­тельности. Однако восхождение пианистки на «музы­кальный Олимп» было отнюдь не легким. По справед­ливому замечанию Я. Мильштейна, «есть исполнители, которые далеко не сразу получают верную и исчерпы­вающую оценку… Они растут постепенно, испытывая не только радость побед, но и горечь поражений. Но зато они растут органично, неуклонно и достигают с годами самых высоких вершин искусства. К таким исполните­лям принадлежит и Мария Гринберг».

Как у всякого большого музыканта, ее репертуар, обогащающийся из года в год, очень широк, и доволь­но трудно говорить в ограничительном смысле о репер­туарных склонностях пианистки. На разных этапах художественного развития её привлекали разные пласты музыки. И все-таки… Еще в середине 30-х годов А. Альшванг подчеркивал, что идеалом для Гринберг является классическое искусство. Вечные ее спутники — Бах, Скарлатти, Моцарт, Бетховен. Недаром в сезоне, когда отмечалось 60-летие пианистки, она провела кон­цертный цикл, в который вошли все фортепианные со­наты Бетховена. Рецензируя уже первые концерты цикла, К. X. Аджемов писал: «Трактовка Гринберг пол­ностью вне академизма. Исполнение в каждый данный момент отмечено неповторимым своеобразием индиви­дуальности пианистки, при этом малейшие оттенки бетховенской нотной записи точно раскрыты в передаче. Знакомый текст силой вдохновения артистки получает новую жизнь. Покоряет захваченность музицированием, правдивый, искренний тон, непреклонная воля и самое главное, яркая образность».

Конечно, за долгие концертные годы Гринберг неод­нократно играла музыку романтиков — Шуберта, Шумана, Листа, Шопена и других. Но именно на этой поч­ве произошли, по меткому наблюдению одного из критиков, качественные изменения в художественном почерке артистки. В рецензии Д. Рабиновича (1961) читаем: «Сегодня уже не скажешь, что интеллектуализм, составляющий постоянное свойство таланта М. Грин­берг, все же порой берет у нее верх над душевной не­посредственностью. Несколько лет тому назад ее игра чаще восхищала, чем трогала. В исполнении М. Грин­берг ощущался «холодок», становившийся особенно за­метным, когда пианистка обращалась к Шопену, Брам­су, Рахманинову. Сейчас она полностью раскрывает се­бя не только в классической музыке, издавна приносив­шей ей самые внушительные творческие победы, но и в музыке романтической направленности».

Нередко включает Гринберг в свои программы сочи­нения, мало знакомые широкой аудитории и почти не встречающиеся на концертных афишах. Так, в одном из ее московских выступлений звучали произведения Теле­мана, Грауна, Солера, Сейксаса и других композиторов XVIII века. Можно, назвать также полузабытые пьесы Визе, Лядова и Глазунова, Второй концерт Чайковско­го, одним из ревностных пропагандистов которого стала в наши дни Мария Гринберг.

Искреннего друга имеет в ее лице и советская музы­ка. В качестве одного из примеров ее внимания к со­временному музыкальному творчеству может служить целая программа из сонат советских авторов, подготов­ленная к 30-летию Октября: Вторая С. Прокофьева, Третья Д. Кабалевского, Четвертая В. Белого, Третья М. Вайнберга.. В числе первых она исполняла многие сочинения Д. Шостаковича, Б. Шехтера, А. Локшина.

В ансамблевых вечерах ее партнерами были вокали­сты Н. Дорлиак, Щ. Доливо, С. Яковеико, ее дочь — пиа­нистка Н. Забавникова. Добавим к этому, что перу Гринберг принадлежат многочисленные обработки и переложения для двух фортепиано. Педагогическую рабо­ту пианистка начала в 1959 году в Институте имени Гнесиных, а в 1970-м она получила звание профессора.

Л ит.: Мильштейн Я. Мария Гринберг. М., 1958; Рабинович Д. Портреты пианистов. М„ 1962; Аджемов К. Мария Гринберг. «СМ», 1956, № 6.

Данная статья взята из книги "Современные пианисты", часть 1. Составители Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Издательство "Советский композитор", 1977 год.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©