Моника Аз (Хаас)

Моника Аз (Хаас)

Моника Аз (Хаас)Аз (Хаас) Моника

Моника Ааз (англ. Monique Haas) (20 октября 1909, Париж — 9 июня 1987, Париж) — французская пианистка. Закончила Парижскую консерваторию в классе преподавателя Лазара Леви. Мастерски интерпретировала сочинения Дебюсси и Равеля, что принесло ей мировое признание и ряд почётных наград. Музыкальными критиками высоко оценивалась запись двух фортепианных концертов Равеля (дирижер П. Паре) в исполнении Ааз. Поклонники творчества талантливой пианистки называли Монику Ааз «Мадемуазель рояль». Как исполнитель она гастролировала по всему миру, неизменно вызывая восторженные отклики за большой вклад в популяризацию классической музыки, в том числе и музыки композиторов XX века. Неоднократно выступала в Советском Союзе. Была замужем за французским композитором румынского происхождения Марселем Михаловичем.

«Когда-то, уже много лет назад, соотечественники-французы прозвали Монику Аз «Мадемуазель рояль»; это было еще при жизни Маргариты Лонг. Ныне же она по нраву считается достойной преемницей выдающейся артистки. Это справедливо, хотя их сходство заключено отнюдь не в стиле игры на рояле, а скорее в общей направленности деятельности. Так же, как Лонг была в первые десятилетия нашего века музой, вдохновлявшей Дебюсси и Равеля, так и Аз вдохновляла и вдохновляет французских композиторов более поздних поколений. И вместе с тем самые яркие страницы ее исполнительской биографии тоже связаны с интерпретацией сочинений Дебюсси и Равеля — интерпретацией, принесшей ей и мировое признание, и ряд высоких отличий.

Все это очень тонко и точно оценил известный советский музыковед Д. А. Рабинович сразу же после первого приезда артистки в нашу страну в 1956 году. «Искусство Моники Аз национально,— писал он.— Мы имеем в виду не только репертуар пианистки, в котором преобладают французские авторы. Речь идет об артистическом облике Моники Аз. B ee исполнительской манере мы чувствуем Францию не «вообще», а именно современную Францию.

Куперен или Рамо звучат у пианистки без тени «музейности», с жизненной убедительностью, когда за- бываешь, что их чудесные миниатюры столетиями отдалены от наших дней. Эмоциональность артистки сдержанна неизменно направляется интеллектом. Ей чужды сентиментальность или ложная патетика. Общин дух игры Моники Аз напоминает об искусстве Анатоля Франса, строгом в своей пластичности, графически ясном. вполне современном, хоть и уходящем своими корнями к классицизму былых веков». Д. Рабинович характеризовал Монику Аз как большого художника, отнюдь не идеализируя при этом достоинств артистки. Он отмечал, что лучшие ее качества—изысканная простота, отточенность мелкой техники, тонкое ритмическое чутье — ярче всего проявляются в интерпретации музыки старых мастеров, что в трактовке импрессионистов Аз предпочитает идти проторенными путями, а произведения крупною масштаба — будь то сонаты Моцарта или Прокофьева — удаются ей в меньшей степени. К этой оценке, с теми или иными нюансами, присоединились и другие наши рецензенты.

Цитированный отзыв относится к 1956 году, то есть к тому моменту, когда Моника Аз уже вполне сформировалась как художественная личность. Воспитанница Парижской консерватории, ученица Лазара Леви, она с молодых лет была тесно связана с французской музыкой, с композиторами своего поколения, посвящала целые программы сочинениям современных авторов, играла новые концерты. Этот интерес сохранился и впоследствии. В частности, приехав в нашу страну во второй раз, она включила в программы своих сольных концертов сочинения Оливье Мессиана своего мужа — композитора М. Михаловичи. Моника АзНо все же известность ей принесла интерпретация импрессионистов. В частности, во многих странах знали имя Моники Аз еще до встречи с ней по записи обоих фортепианных концертов Равеля, сделанной с дирижером П. Пареем. А узнав артистку, пожалуй, больше всего оценили ее как исполнительницу и пропагандистку почти забытой, во всяком случае, за пределами Франции, музыки старинных мастеров. При этом критики сходятся в том, что если строгая ритмическая дисциплина и четкий рисунок мелодической ткани сближают в ее интерпретации импрессионистов с классиками, то те же качества делают ее и отличным интерпретатором современной музыки.

Сохраняя и по сей день эту «триединую цельность» главной линии своего искусства, Моника Аз владеет большим и разнообразным репертуаром. Моцарт и Гайдн, Шопен н Шуман, Стравинский и Барток. Прокофьев и Хиндемит — таков круг авторов, к которым постоянно обращается французская пианистка.»

Статья взята из книги «Современные пианисты», Составители Л. Григорьев, Я. Платек, М.: Советский композитор, 1977 г.
Дополнительная лит-ра: Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль: избранные статьи. Вып. 2. — М.: Советский композитор, 1981.

Рекомендуем:

Фотогалерея «Пианисты»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности