Гурилев А. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Александра Гурилёва

Гурилёв А. ВАРИАЦИИ на тему ‘Не томи, родимый’
Гурилёв А. ПОЛЬКА-МАЗУРКА

Творчество Варламова оказало несомненное влияние на одного из талантливейших композиторов той эпохи — Александра Львовича ГУРИЛЕВА (1803—1858), сына крепостного музыканта. Отец был первым учителем мальчика. Позже в игре на фортепиано Гурилев совершенствовался у Дж. Филда, глубоко восприняв кантиленность его исполнения. Прекрасное владение выразительными средствами инструмента сказалось в богатой вариационной технике Гурилева и тонкой разработке фортепианной партии его романсов, которые стали ведущим жанром в творчестве композитора.

Характерные черты лучших романсов Гурилева во многом перекликаются с лирикой Глинки и Даргомыжского. При жизни композитора огромной популярностью пользовались его вариации на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди». Наряду с песенной выразительностью, в этих вариациях ощущается стремление к расширению диапазона приемов фортепианного изложения, отличающие и Польку-мазурку Гурилева, включенную в сборник.

[Из аннотации к сборнику «Золотая лира», том 1, М.: Сов.композитор, 1987 г.]

Гурилёв А. ВАРИАЦИИ на тему ‘НЕ ТОМИ, РОДИМЫЙ’ из оп. М.И. Глинки ‘ИВАН СУСАНИН’ [2]
Гурилёв А. ‘ПРЯДИ, МОЯ ПРЯХА’
_ Русская песня с вариациями
Гурилёв А. ‘РАСПЛЕТАЙТЕСЬ, МОИ КУДРИ’

А. Л. ГУРИЛЕВ (1803-1858)

Александр Львович Гурилев — сын композитора Л. С. Гурилева—был крепостным В. Г. Орлова. В детстве обучался игре на скрипке, а впоследствии—на фортепиано под руководством Фильда. Начиная с 30-х годов, выступал неоднократно в публичных концертах, главным образом в качестве альтиста в струнных квартетах. По некоторым данным, служил также музыкантом в одном из московских театров.
Большое внимание Гурилев уделял педагогике, будучи, по отзывам современников, одним из лучших фортепианных учителей в Москве.
Гурилев умер после тяжелой и длительной болезни в Москве в 1858 году.

Центральное место в творчестве А. Гурилева занимают романсы, песни, а также фортепианные сочинения. К раннему периоду его фортепианного творчества относится ряд вариаций на народные песни, изданных главным образом в 30-х годах и предназначенных для педагогических целей. Среди них: «Не белы сиеги» (1832), «Пряди, моя пряха» (1836), «Возле речки», «Ах! по мосту, мосту», «Не одна-то в поле дороженька», «Ах! по морю, морю синему» и другие.
В 40-х годах композитор издал ряд фортепианных транскрипций оперной музыки: на терцет «Не томи, родимый» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» (в конце 1842 года), «Trio de Lucrezia Borgia», «Ballade de Linda di Chamounix», «Romance de G. Werdi» и другие, а также обработки романсов А. Е. Варламова «Ненаглядная» (1843), «На заре ты ее не буди» (1848), «Ты не пой, соловей».
Кроме этого Л. Гурилевым было издано большое количество танцевальной музыки (галопы, вальсы, польки, кадрили, польки-мазурки и др.).
Капитальной работой А. Гурилева явилось сделанное им фортепианное переложение «Аскольдовой могилы» А. Верстовского (1845).
Помещенные в настоящем сборнике произведения А. Гурилева публикуются по следующим источникам:
1. Песня «Расплетайтесь, мои кудри». Печатается по рукописному экземпляру, хранящемуся в Государственном историческом музее. На рукописи надпись: «Писано в Отраде 1836 года, ноября 27 дня».
2. Русская песня «Пряди, моя пряха» с вариациями, из «Школы для фортепиано, составленной из лучших в этом роде сочинений известных авторов, как то: Калькбреннера, Гуммеля, Крамера и проч. С примерами, практическими упражнениями и различными избранными пьесами, изданная Л, Миллером, содержателем музыкального магазина в Москве» (цензорское разрешение от 8 июня 1837 года).
3. Вариации на тему из оперы М. И. Глинки «Иваи Сусанин»: «Не томи, родимый» («Terzetto de L’ореrа: La vie pour la Czaar par A. Gourileff»). Приложение к «Музыкальному и театральному вестнику» 1858 года. С. Петербург, у Ф. Стелловского. Экземпляр нот хранится в библиотеке Московской государственной консерватории и представляет собой более позднее переиздание вариаций.

[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

 

Гурилев А. Л. [романсы]

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.