Дюбюк А. (ноты для фортепиано)

Ноты для фортепиано композитора А. Дюбюка

Дюбюк А. Фугато
Дюбюк А. Вариации на тему  «Вдоль по улице метелица метёт»Дюбюк А. «Тарантелла» для альта и фортепиано (клавир)
Дюбюк А. «Тарантелла» для альта и фортепиано (партия альта)

 

Александр Иванович Дюбюк

 

ДЮБЮК Александр Иванович [20 II (3 III) 1812, Москва — 27 XII 1897 (8 I 1898), там же] — рус. пианист, композитор и педагог. Учился у Дж. Филда. Жил в Москве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фп., а также автор фп. и вок. сочинений. Гастролировал в провинц. городах России. В 1866—72 профессор Моск. консерватории. У него занимались в классе и брали уроки Н. Д. Кашкин, Г. А. Ларош, Н. С. Зверев и др. Д.— автор работы «Техника фортепианной игры» (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Моск. консерватории. Был дружен с А. Н. Островским, творчески связан с гитаристом М. Т. Высоцким. Игра Д. отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Д. внёс в рус. пианизм характерные особенности филдовского исполнит. стиля: классич. уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные с ней приёмы «жемчужной игры», а также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму. В конц. и композиторской деятельности Д. большое место занимал элемент просветительства п популяризации; исполнял свои фп. переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Сусанин», «Соловей» А. А. Алябьева и др.), вариации на тему «Венецианский карнавал» Н. Паганини, пьесы в полифонич. стиле на рус. нар. темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.). В творчестве Д., особенно в 40 50-е гг., отразились пек-рые характерные для этого времени черты формирующегося рус. фп. стиля, к-рыи опирался на мелодику крестьянской песни и гор. романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фп. пьесах темы романсов А. Е. Варламова п А. А. Алябьева. Фп. музыка Д. этого периода впитала в себя романтич. элементы творчества М. И. Глинки и Дж. Филда. В своих многочисл. песнях и романсах (в т. ч. на сл. А. В. Кольцова, П. Беранже) Д. обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы моек. муз. быта и говора. Д.—автор переложений для фи. (2 сб.) песен и романсов моек, цыган, сб. «Собрание русских песен с вариациями для фортепиано» (1855), мн. салонных фп. пьес в разл. жанрах и формах, популярных в моек, барско-чиновничьей, купеческой и артистич. среде. Написал школу «Техника фортепианной игры» (186b), сб. фи. пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания о Дж. Филде «Книжки Недели», СПБ, 1848, декабрь).

Лит.: Киселев В., А. Н. Островский, Н Г Рубинштейн и А. И- Дюбюк, в кн.: Островский и русские композиторы, М.— Л., 1937, с. 59 -66; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Песни-романсы А. И. Дюбюка. Очерк, в его кн.: «Евгений Онегин», М. — Л., 1944 (Добавление, с. 85—89); М у з а л е в-к и й В., Русское фортепианное искусство XVIII — первой половины XIX вв.. Л., 1961, гл. 7, с 226—34; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка, М., 1963, с. 121—123.

Б. Ю. Дельсон.

Источник: Музыкальная энциклопедия, Т.2, под ред. Ю. Келдыша

Рекомендуем:

Калькбреннер Ф. (ноты для фортепиано)

Кюи Ц. (ноты для фортепиано)

Бородин А. П. (ноты для фортепиано)

Лядов А.К. (ноты для фортепиано)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности