Дюбюк А. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Александра Дюбюка

Дюбюк А. Фугато

Дюбюк А. Вариации на тему  «Вдоль по улице метелица метёт»Дюбюк А. ‘ПЕРСТЕНЕЧЕК’ _Переложение для ф-но Романса А. Варламова
Дюбюк А. ТАРАНТЕЛЛА
Дюбюк А. «Тарантелла» для альта и фортепиано
(клавир)
Дюбюк А. «Тарантелла» для альта и фортепиано
(партия альта)
Александр Иванович Дюбюк

 

ДЮБЮК Александр Иванович [20 II (3 III) 1812, Москва — 27 XII 1897 (8 I 1898), там же] — рус. пианист, композитор и педагог. Учился у Дж. Филда. Жил в Москве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фп., а также автор фп. и вок. сочинений. Гастролировал в провинц. городах России. В 1866—72 профессор Моск. консерватории. У него занимались в классе и брали уроки Н. Д. Кашкин, Г. А. Ларош, Н. С. Зверев и др. Д.— автор работы «Техника фортепианной игры» (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Моск. консерватории. Был дружен с А. Н. Островским, творчески связан с гитаристом М. Т. Высоцким. Игра Д. отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Д. внёс в рус. пианизм характерные особенности филдовского исполнит. стиля: классич. уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные с ней приёмы «жемчужной игры», а также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму. В конц. и композиторской деятельности Д. большое место занимал элемент просветительства п популяризации; исполнял свои фп. переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Сусанин», «Соловей» А. А. Алябьева и др.), вариации на тему «Венецианский карнавал» Н. Паганини, пьесы в полифонич. стиле на рус. нар. темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.). В творчестве Д., особенно в 40 50-е гг., отразились пек-рые характерные для этого времени черты формирующегося рус. фп. стиля, к-рыи опирался на мелодику крестьянской песни и гор. романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фп. пьесах темы романсов А. Е. Варламова п А. А. Алябьева. Фп. музыка Д. этого периода впитала в себя романтич. элементы творчества М. И. Глинки и Дж. Филда. В своих многочисл. песнях и романсах (в т. ч. на сл. А. В. Кольцова, П. Беранже) Д. обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы моек. муз. быта и говора. Д.—автор переложений для фи. (2 сб.) песен и романсов моек, цыган, сб. «Собрание русских песен с вариациями для фортепиано» (1855), мн. салонных фп. пьес в разл. жанрах и формах, популярных в моек, барско-чиновничьей, купеческой и артистич. среде. Написал школу «Техника фортепианной игры» (186b), сб. фи. пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания о Дж. Филде «Книжки Недели», СПБ, 1848, декабрь).

Лит.: Киселев В., А. Н. Островский, Н Г Рубинштейн и А. И- Дюбюк, в кн.: Островский и русские композиторы, М.— Л., 1937, с. 59 -66; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Песни-романсы А. И. Дюбюка. Очерк, в его кн.: «Евгений Онегин», М. — Л., 1944 (Добавление, с. 85—89); Музалевский В., Русское фортепианное искусство XVIII — первой половины XIX вв.. Л., 1961, гл. 7, с 226—34; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка, М., 1963, с. 121—123.

Б. Ю. Дельсон.

[Источник: Музыкальная энциклопедия, Т.2, под ред. Ю. Келдыша]

*******************************************************

Александр Иванович Дюбюк родился 20 февраля 1812 года. Общее образование получил в пансионе своего отца. Фортепианной игре обучался у московского педагога Шпревица, а с 1823 года у Фильда. В этом же году впервые выступил в концерте перед московской публикой. В своих концертах исполнял, главным образом, сочинения Фильда, классическую и камерную музыку.
Современники высоко оценивали игру Дюбюка. Н. Д. Дашкин в своих «Воспоминаниях о П. И. Чайковском» пишет: «П. И. Чайковский восхищался его, действительно, замечательной игрой на фортепиано; в исполнении сочинений Фильда… решительно не было равного». Дюбюк часто выступал с известным русским певцом А. Бантышевым, с которым в 1852 году совершил концертную поездку по городам России.
В 50-х годах Дюбюк прекращает свою концертную деятельность и всецело отдается педагогической и творческой работе. Как педагог он пользовался в Москве огромной популярностью.
Под его руководством выросло целое поколение пианистов, среди которых мы встречаем имена М. А. Балакирева, Н. С. Зверева, Г. А. Лароша, Н. Д. Каш-кина.
С 1866 по 1872 год Дюбюк состоял профессором Московской консерватории. Оставив консерваторию из-за болезни, он продолжал педагогическую деятельность частным образом. В 50-х годах он занимался также музыкально-критической деятельностью, сотрудничая в «Москвитянине». Умер Дюбюк 27 декабря 1897 года.
Уже в молодые годы Дюбюк проявляет большой интерес к народной музыке. Так, в 1833—1834 годах он обрабатывает 12 русских песен для скрипки, пишет музыку на слова поэта И. Цыганова «Течет речка по песочку» и сочиняет фортепианные вариации на песню «Не одна-то в поле дороженька пролегала».
В дальнейшем им сделано большое количество фортепианных переложений русских песен, частично вошедших в «Собрание русских песен с вариациями для фортепиано» (1855) и в сборник «30 русских старинных деревенских песен для фортепиано». Помимо этого Дюбюк издал 2 тома переложений романсов и песен Варламова, том переложений романсов и песен Алябьева, переложение оперы «Громобой» Верстовского, транскрипции сорока романсов Шуберта и ряд других произведений малой формы.
Значительное внимание Дюбюк уделял педагогическо-инструктивным пьесам. Им написано много этюдов («Les -mouches», «Волчок», «Трилломания», «Agi-lite et legerete», «Le Furies»), «Техника фортепианной игры», сделаны обработки этюдов Крамера и других авторов. Вошедшие в данный сборник произведения Дюбюка публикуются по следующим изданиям:
1. «Tarantelle composes pour Ie piano el dediee a son Exellence Monsieur J. Th. Laskowsky par Alexandre Dubuque. Mos-cou. Jmpr. chez W. Kjriloff» (1845). Отдел редкостей библиотеки Московской государственной консерватории.
2. Посвящается Варваре Николаевне Григорьевой. Русская песня «Вдоль по улице метелица метёт» с вариациями соч. А. Дюбюка. Собрание русских народных песен с вариациями для фортепиано сочинения Александра Дюбюка. Москва, у П. Юргенсона (этот экземпляр нот представляет собой более позднее переиздание вариаций, впервые изданных в 40-х годах XIX века). Отдел редкостей библиотеки Московской государственной консерватории.
3. «А Mademoiselle Katherine de Kosakoff. Romance de Warlamoff transcrite de l’Editeur Moscou au Magasin de l’Echo Musical» (цензорское разрешение от 21 января 1849 года). Отдел редкостей библиотеки Московской государственной консерватории.
[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.