Ноты для фортепиано композитора
Александра Алябьева
Алябьев А. КадрильАлябьев А. Соната для фортепианоАлябьев А. ВАЛЬСАлябьев А. КАДРИЛЬ
Алябьев А. МАЗУРКА
Алябьев А. ПОЛОНЕЗ
Алябьев А. РОНДО
Алябьев А. ‘ПРОЩАНИЕ С СОЛОВЬЁМ’
Алябьев А. МАЗУРКА соль мажорАлябьев А. ПЬЕСА
Пьесы танцевального характера сочиняли все предшественники Глинки, в том числе и Александр Александрович АЛЯБЬЕВ (1787—1851), уроженец Тобольска (награжден орденами за боевые заслуги в Отечественной войне 1812 года). Его первыми изданными в Москве сочинениями были два вальса для фортепиано (1810). Среди богатого наследия композитора оперы, оперы-водевили, балет, симфонические, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, фортепианная соната, танцы и многое другое. Но, говоря об Алябьеве, мы прежде всего вспоминаем его всемирно известную песню «Соловей» (на слова А. Дельвига) в оригинале и самых различных переложениях, в концертной транскрипции Листа и в обработке для голоса с оркестром Глинки.
Фортепианные пьесы Алябьева в большей части миниатюры. Им присуща близость к русской песенности с ее проникновенной и вместе с тем тонко орнаментированной мелодикой.
[Из аннотации к сборнику «Золотая лира», том 1, М.: Сов.композитор, 1987 г.]
Алябьев А. Романсы и песни. Полное собрание. Том 1Алябьев А. Соната для скрипки и фортепиано ми минор (клавир)Алябьев А. Соната для скрипки и фортепиано ми минор (партия скрипки)Алябьев А. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (клавир)Алябьев А. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (партия виолончели)Алябьев А. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (партия скрипки)
А. А. АЛЯБЬЕВ (1787-1851)
Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в Тобольске, в семье губернатора. В 1796 году семья Алябьевых переехала на Кавказ, а с 1798 года поселилась в Москве. Будущий композитор получил хорошее, по тому времени, домашнее образование. Он рано проявил музыкальные способности и с дет ства весьма успешно обучался игре па фортепиано.
В четырнадцатилетием возрасте Алябьев был определен на государственную службу по горному ведомству.
Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, побудил Алябьева вступить в ряды армии; в качестве офицера-кавалериста он провел всю кампанию, был ранен, награжден орденами и, наконец, в 1823 году в чине подполковника вышел в отставку.
Серьезные занятия музыкой Алябьев начинает, невидимому, до 1812 года, свидетельством чего является публикуемый нами его ранний полонез. Во время пребывания в армии Алябьев продолжает занятия музыкой.
После выхода в отставку Алябьев посвящает себя всецело музыке. В начале 20-х годов он получает широкое признание в качестве автора романсов и театральной музыки.
В разгар творческих успехов Алябьева происходит событие, круто изменившее весь его дальнейший жизненный путь. В 1825 году Алябьев оказался привлеченным к судебной ответственности. Он был арестован и подвергнут на время следствия тюремному заключению, затянувшемуся почти на три года. Хотя на суде предъявленное композитору обвинение в убийстве доказано не было, тем не менее Алябьева, но личному указанию Николая I, в начале 1828 года лишили дворянского звания, чшюв и орденов и выслали в Сибирь, в Тобольск.
По-видимому, принадлежность Алябьева к тон части русского общества, в которой возникло и выросло декабристское движение, и его личные близкие связи с рядом декабристов послужили достаточной причиной для устранения весьма неблагонадежного, с точки зрения Николая I, композитора.
В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на Кавказ, откуда он в 1833 году был направлен в Оренбург. Во время пребывания в ссылке Алябьев организует оркестры, устраивает концерты, дирижирует и усиленно занимается композицией.
Большую роль в творческой жизни Алябьева в этот период сыграло глубокое изучение кавказских, среднеазиатских, заволжских и украинских народных песен.
В конце 30-х годов Алябьев возвратился в Москву. Умер он 22 февраля 1851 года.***
В исключительном по разнообразию творческом наследии Алябьева значительное место занимают произведения, написанные для фортепиано. Начиная с Полонеза, опубликованного в 1811 году, вплоть до Польки-цыганки, опубликованной спустя полвека в 1852 году с подзаголовком «Последнее произведение Алябьева», композитор неизменно обращался к фортепиано и создал для пего ряд разнообразных произведений.
Основное место в фортепианном наследии Алябьева занимают пьесы, написанные в форме популярных, бытовых тайцев той эпохи (вальсы, мазурки, экоссезы, полонезы, котильоны, польки, галопы, кадрили и т. п.).
В настоящем сборнике публикуются следующие произведения композитора:
— ПОЛОНЕЗ. «Polonaise pour le piano-forte, composee et dediee a M-r Field par A. d’ Alliabiew. Moscou, grave et imprime chez I. Chop». Этот полонез является одним из ранних известных нам произведений Алябьева. Объявление о выходе в свет и продаже в музыкальном магазине Ивана Пейрона Большого полонеза Алябьева было помещено в «Московских ведомостях» № 32 от 22 апреля 1811 года.
— ВАЛЬС. Публикуется по чистовой, подготовленной к изданию рукописи-автографу, хранящемуся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Несмотря на чистовой характер рукописи, в ней почти полностью отсутствуют динамические обозначения, и в ряде случаев остаются неуточненными лиги. Вальс, по-видимому, относится к сравнительно раннему периоду творчества Алябьева.
— МАЗУРКА. Публикуется по эскизной рукописи, хранящейся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. В заголовке этого произведения Алябьева написано: «Мазурка, сочинена во сне 1836 года». Несмотря на эскизный характер записи, нотный текст зафиксирован композитором с большой точностью. Менее тщательно обозначены лиги и полностью отсутствует динамика.
— КАДРИЛЬ. Данная фортепианная пьеса представляет авторскую переработку оркестровой кадрили из оперы-водевиля «Утро и вечер, или Ветер переменился» (текст Зотова), впервые поставленного в петербургском Большом театре 13 ноября 1826 года. Черновая, эскизная авторская рукопись фортепианного варианта хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры. В тексте почти полностью отсутствуют лиги, а также динамические и агогические обозначения.
— РОНДО. Эскизная, незаконченная рукопись-автограф хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры. По характеру музыки и сложности виртуозно-пианистической техники это произведение, по-видимому, относится к 10-м годам XIX века. Законченное редактором рондо публикуется впервые.
— СОНАТА. Эскизная рукопись-автограф первой части сонаты хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Произведение это осталось незаконченным и запись первой части прервалась на переходе к репризе. По характеру музыки и особенностям записи это произведение, по-видимому, относится к 30—40-м годам XIX века. Законченная редактором соната публикуется впервые.
— «ПРОЩАНИЕ С СОЛОВЬЁМ». Данная фортепианная пьеса представляет авторскую переработку одноименного романса (на слова Кашинцева), впервые исполненного с успехом в московском Большом театре в 1826 году, в день отправки в Сибирь первой партии ссыльных декабристов.
В Государственном центральном музее музыкальной культуры хранятся два варианта переложения этого романса. Редактором использованы оба варианта, благодаря чему вместо точного повторения этого написанного в куплетной форме произведения дается несколько варьированное изложение второго куплета. В данной редакции это произведение публикуется впервые.[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]