Ноты для фортепиано композитора
Александра Алябьева
Алябьев А. Кадриль
Алябьев А. Соната для фортепиано
Алябьев А. ВАЛЬС
Алябьев А. КАДРИЛЬ

Алябьев А. МАЗУРКА

Алябьев А. ПОЛОНЕЗ

Алябьев А. РОНДО

Алябьев А. ‘ПРОЩАНИЕ С СОЛОВЬЁМ’

Алябьев А. МАЗУРКА соль мажор
Алябьев А. ПЬЕСА

Пьесы танцевального характера сочиняли все предшественники Глинки, в том числе и Александр Александрович АЛЯБЬЕВ (1787—1851), уроженец Тобольска (награжден орденами за боевые заслуги в Отечественной войне 1812 года). Его первыми изданными в Москве сочинениями были два вальса для фортепиано (1810). Среди богатого наследия композитора оперы, оперы-водевили, балет, симфонические, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, фортепианная соната, танцы и многое другое. Но, говоря об Алябьеве, мы прежде всего вспоминаем его всемирно известную песню «Соловей» (на слова А. Дельвига) в оригинале и самых различных переложениях, в концертной транскрипции Листа и в обработке для голоса с оркестром Глинки.
Фортепианные пьесы Алябьева в большей части миниатюры. Им присуща близость к русской песенности с ее проникновенной и вместе с тем тонко орнаментированной мелодикой.
[Из аннотации к сборнику «Золотая лира», том 1, М.: Сов.композитор, 1987 г.]
Алябьев А. Романсы и песни. Полное собрание. Том 1
Алябьев А. Соната для скрипки и фортепиано ми минор (клавир)
Алябьев А. Соната для скрипки и фортепиано ми минор (партия скрипки)
Алябьев А. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (клавир)
Алябьев А. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (партия виолончели)
Алябьев А. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (партия скрипки)
А. А. АЛЯБЬЕВ (1787-1851)
Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в Тобольске, в семье губернатора. В 1796 году семья Алябьевых переехала на Кавказ, а с 1798 года поселилась в Москве. Будущий композитор получил хорошее, по тому времени, домашнее образование. Он рано проявил музыкальные способности и с дет ства весьма успешно обучался игре па фортепиано.
В четырнадцатилетием возрасте Алябьев был определен на государственную службу по горному ведомству.
Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, побудил Алябьева вступить в ряды армии; в качестве офицера-кавалериста он провел всю кампанию, был ранен, награжден орденами и, наконец, в 1823 году в чине подполковника вышел в отставку.
Серьезные занятия музыкой Алябьев начинает, невидимому, до 1812 года, свидетельством чего является публикуемый нами его ранний полонез. Во время пребывания в армии Алябьев продолжает занятия музыкой.
После выхода в отставку Алябьев посвящает себя всецело музыке. В начале 20-х годов он получает широкое признание в качестве автора романсов и театральной музыки.
В разгар творческих успехов Алябьева происходит событие, круто изменившее весь его дальнейший жизненный путь. В 1825 году Алябьев оказался привлеченным к судебной ответственности. Он был арестован и подвергнут на время следствия тюремному заключению, затянувшемуся почти на три года. Хотя на суде предъявленное композитору обвинение в убийстве доказано не было, тем не менее Алябьева, но личному указанию Николая I, в начале 1828 года лишили дворянского звания, чшюв и орденов и выслали в Сибирь, в Тобольск.
По-видимому, принадлежность Алябьева к тон части русского общества, в которой возникло и выросло декабристское движение, и его личные близкие связи с рядом декабристов послужили достаточной причиной для устранения весьма неблагонадежного, с точки зрения Николая I, композитора.
В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на Кавказ, откуда он в 1833 году был направлен в Оренбург. Во время пребывания в ссылке Алябьев организует оркестры, устраивает концерты, дирижирует и усиленно занимается композицией.
Большую роль в творческой жизни Алябьева в этот период сыграло глубокое изучение кавказских, среднеазиатских, заволжских и украинских народных песен.
В конце 30-х годов Алябьев возвратился в Москву. Умер он 22 февраля 1851 года.***
В исключительном по разнообразию творческом наследии Алябьева значительное место занимают произведения, написанные для фортепиано. Начиная с Полонеза, опубликованного в 1811 году, вплоть до Польки-цыганки, опубликованной спустя полвека в 1852 году с подзаголовком «Последнее произведение Алябьева», композитор неизменно обращался к фортепиано и создал для пего ряд разнообразных произведений.
Основное место в фортепианном наследии Алябьева занимают пьесы, написанные в форме популярных, бытовых тайцев той эпохи (вальсы, мазурки, экоссезы, полонезы, котильоны, польки, галопы, кадрили и т. п.).
В настоящем сборнике публикуются следующие произведения композитора:
— ПОЛОНЕЗ. «Polonaise pour le piano-forte, composee et dediee a M-r Field par A. d’ Alliabiew. Moscou, grave et imprime chez I. Chop». Этот полонез является одним из ранних известных нам произведений Алябьева. Объявление о выходе в свет и продаже в музыкальном магазине Ивана Пейрона Большого полонеза Алябьева было помещено в «Московских ведомостях» № 32 от 22 апреля 1811 года.
— ВАЛЬС. Публикуется по чистовой, подготовленной к изданию рукописи-автографу, хранящемуся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Несмотря на чистовой характер рукописи, в ней почти полностью отсутствуют динамические обозначения, и в ряде случаев остаются неуточненными лиги. Вальс, по-видимому, относится к сравнительно раннему периоду творчества Алябьева.
— МАЗУРКА. Публикуется по эскизной рукописи, хранящейся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. В заголовке этого произведения Алябьева написано: «Мазурка, сочинена во сне 1836 года». Несмотря на эскизный характер записи, нотный текст зафиксирован композитором с большой точностью. Менее тщательно обозначены лиги и полностью отсутствует динамика.
— КАДРИЛЬ. Данная фортепианная пьеса представляет авторскую переработку оркестровой кадрили из оперы-водевиля «Утро и вечер, или Ветер переменился» (текст Зотова), впервые поставленного в петербургском Большом театре 13 ноября 1826 года. Черновая, эскизная авторская рукопись фортепианного варианта хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры. В тексте почти полностью отсутствуют лиги, а также динамические и агогические обозначения.
— РОНДО. Эскизная, незаконченная рукопись-автограф хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры. По характеру музыки и сложности виртуозно-пианистической техники это произведение, по-видимому, относится к 10-м годам XIX века. Законченное редактором рондо публикуется впервые.
— СОНАТА. Эскизная рукопись-автограф первой части сонаты хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Произведение это осталось незаконченным и запись первой части прервалась на переходе к репризе. По характеру музыки и особенностям записи это произведение, по-видимому, относится к 30—40-м годам XIX века. Законченная редактором соната публикуется впервые.
— «ПРОЩАНИЕ С СОЛОВЬЁМ». Данная фортепианная пьеса представляет авторскую переработку одноименного романса (на слова Кашинцева), впервые исполненного с успехом в московском Большом театре в 1826 году, в день отправки в Сибирь первой партии ссыльных декабристов.
В Государственном центральном музее музыкальной культуры хранятся два варианта переложения этого романса. Редактором использованы оба варианта, благодаря чему вместо точного повторения этого написанного в куплетной форме произведения дается несколько варьированное изложение второго куплета. В данной редакции это произведение публикуется впервые.[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]