Холопов Ю. «Мусоргский как композитор XX века»
Холопов Ю. Мусоргский как композитор XX века (1990)
Ю. Холопов
МУСОРГСКИЙ КАК КОМПОЗИТОР XX ВЕКА
…его творческие находки неисчерпаемы и идут далеко впереди своего времени.
Ю. Н. Тюлин1. «Вперед, к новым берегам!»
Творчество Мусоргского задало музыкальной науке неудобную проблему: «технически неграмотный» великий композитор (Асафьев, 1927, 277—283). Одним из авторов этой легенды оказался горячо и искренне любивший Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков, писавший, не без боли, о двух «направлениях» у Мусоргского — «реальном» («которое позднее принял Мусоргский») и «идеальном», как в романсе «Ночь» на слова Пушкина. Идеальную сторону своего таланта Мусоргский, по мнению Римского-Корсакова, «втоптал в грязь». Но и «идеальному стилю» Мусоргского «недоставало подходящей кристаллически прозрачной отделки и изящной формы: недоставало потому, что не было у него знания гармонии и контрапункта. Балакиревская среда осмеивала сначала эти ненужные науки, потом объявила их недоступными для Мусоргского. Так он без них и прожил, возводя для собственного утешения свое незнание в доблесть, а технику других в рутину и консерватизм. Но когда красивая и плавная последовательность удавалась ему, наперекор предвзятым взглядам, как он был счастлив! Я был свидетелем этого не один раз» (Римский-Корсаков Н., 1982, 64).»