Холопов Ю. «Мусоргский как композитор XX века»
Холопов Ю. Мусоргский как композитор XX века (1990)
Ю. Холопов
МУСОРГСКИЙ КАК КОМПОЗИТОР XX ВЕКА
…его творческие находки неисчерпаемы и идут далеко впереди своего времени.
Ю. Н. Тюлин1. «Вперед, к новым берегам!»
Творчество Мусоргского задало музыкальной науке неудобную проблему: «технически неграмотный» великий композитор (Асафьев, 1927, 277—283). Одним из авторов этой легенды оказался горячо и искренне любивший Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков, писавший, не без боли, о двух «направлениях» у Мусоргского — «реальном» («которое позднее принял Мусоргский») и «идеальном», как в романсе «Ночь» на слова Пушкина. Идеальную сторону своего таланта Мусоргский, по мнению Римского-Корсакова, «втоптал в грязь». Но и «идеальному стилю» Мусоргского «недоставало подходящей кристаллически прозрачной отделки и изящной формы: недоставало потому, что не было у него знания гармонии и контрапункта. Балакиревская среда осмеивала сначала эти ненужные науки, потом объявила их недоступными для Мусоргского. Так он без них и прожил, возводя для собственного утешения свое незнание в доблесть, а технику других в рутину и консерватизм. Но когда красивая и плавная последовательность удавалась ему, наперекор предвзятым взглядам, как он был счастлив! Я был свидетелем этого не один раз» (Римский-Корсаков Н., 1982, 64).»
Рекомендуем:
Холопов Ю. Мусоргский как композитор XX века (1990)
Фрид Э. Мусоргский. Популярная монография (1987)
Беляев В. М. Мусоргский, Скрябин, Стравинский (1972)
Фрид Э. Л. Мусоргский. Проблемы творчества (1981)
Полякова Л. Картинки с выставки М. Мусоргского