Полякова Л. «Картинки с выставки» М. Мусоргского
Полякова Л. «Картинки с выставки» М. Мусоргского
Большинство инструментальных произведений Мусоргского программны. Отталкиваясь от образа внешнего мира (природа, быт, портрет, характеристика человека), он пользуется им, чтобы дать вниманию слушателя определенное направление и полнее раскрыть задуманный образ. В «Картинках с выставки» богатые разнообразные сцены, пейзажи, эскизы помогли композитору создать общую широкую и многокрасочную картину.
Мусоргский любил изображать жизнь во всей ее сложности, многогранности и противоречивости. Вот почему, возможно, выставка Гартмана послужила импульсом для создания этого, в высшей степени, своеобразного произведения.
Из всех картин и проектов Гартмана, представленных на выставке, Мусоргский отобрал те, которые были ему ближе: портретные зарисовки, жанровые сцены и образы, связанные с народным творчеством — сказкой, преданием, эпосом.
Новатор, сознательно изгонявший из своего творчества всякие обветшалые музыкальные схемы, Мусоргский стремился тем самым к расширению ‘выразительных, содержательных возможностей музыки. Ломка старых форм нужна была ему не сама по себе, а как средство правдиво донести до слушателя свою мысль.
«Не музыки нам надо, — писал Мусоргский Стасову, — «с слов, не палитры и не резца… мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите, какой бы сюжет вы ни избрали для беседы с нами!»
В «Картинках с выставки» Мусоргский создал новые жанры фортепианных пьес: портретные характеристики («Два еврея», отчасти «Гном»), бытовые сценки («Тюльери», «Лимож-ский рынок», «Быдло»), сказочные и былинные образы русского народного творчества («Избушка на курьих ножках», «Богатырок ie ворота») и др. Только одна пьеса—«Балет не-вылупившихся птенцов» — написана в общепринятом жанре скерцо.
Не менее, чем жанры пьес, самобытен и сам музыкальный язык «Картинок с выставки». Основной источник мелодии, гармонии и приемов музыкального развития у Мусоргского — народная, крестьянская русская песня, к которой он питал большую любовь с самого детства. Создавая реалистический, правдивый музыкальный стиль, Мусоргский доказал, что даже в области фортепианной музыки, — казалось бы, наиболее далекой от народнопесенного источника,— возможно подлинно народное искусство.
«Картинки, с выставки» не являются обычной сюитой для фортепиано, распадающейся на ряд независимых друг от друга пьес. Это единое, цельное произведение, отдельные «картинки» которого тесно связаны между собой в музыкальном отношении. Очень важную роль при этом играет так называемая «Прогулка» (Promenade) — музыка, не навеянная какой-либо картиной Гартмана. Название ее объясняется просто: это прогулка по выставке, служащая связующим Звеном между отдельными пьесами. Но ее смысл и значение не исчерпываются этим.