Полякова Л. «Картинки с выставки» М. Мусоргского

Полякова Л. «Картинки с выставки» М. Мусоргского

Полякова Л. «Картинки с выставки» М. Мусоргского

 

Большинство инструментальных произведений Мусоргского программны. Отталкиваясь от образа внешнего мира (природа, быт, портрет, характеристика человека), он пользуется им, чтобы дать вниманию слушателя определенное направление и полнее раскрыть задуманный образ. В «Картинках с выставки» богатые разнообразные сцены, пейзажи, эскизы помогли композитору создать общую широкую и многокрасочную картину.

Мусоргский любил изображать жизнь во всей ее сложности, многогранности и противоречивости. Вот почему, возможно, выставка Гартмана послужила импульсом для создания этого, в высшей степени, своеобразного произведения.

Из всех картин и проектов Гартмана, представленных на выставке, Мусоргский отобрал те, которые были ему ближе: портретные зарисовки, жанровые сцены и образы, связанные с народным творчеством — сказкой, преданием, эпосом.

Новатор, сознательно изгонявший из своего творчества всякие обветшалые музыкальные схемы, Мусоргский стремился тем самым к расширению ‘выразительных, содержательных возможностей музыки. Ломка старых форм нужна была ему не сама по себе, а как средство правдиво донести до слушателя свою мысль.

«Не музыки нам надо, — писал Мусоргский Стасову, — «с слов, не палитры и не резца… мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите, какой бы сюжет вы ни избрали для беседы с нами!»

В «Картинках с ‘выставки» Мусоргский создал новые жанры фортепианных пьес: портретные характеристики («Два еврея», отчасти «Гном»), бытовые сценки («Тюльери», «Лимож-ский рынок», «Быдло»), сказочные и былинные образы русского народного творчества («Избушка на курьих ножках», «Богатырок ie ворота») и др. Только одна пьеса—«Балет не-вылупившихся птенцов» — написана в общепринятом жанре скерцо.

Не менее, чем жанры пьес, самобытен и сам музыкальный язык «Картинок с выставки». Основной источник мелодии, гармонии и приемов музыкального развития у Мусоргского — народная, крестьянская русская песня, к которой он питал большую любовь с самого детства. Создавая реалистический, правдивый музыкальный стиль, Мусоргский доказал, что даже в области фортепианной музыки, — казалось бы, наиболее далекой от народнопесенного источника,— возможно подлинно народное искусство.

«Картинки, с выставки» не являются обычной сюитой для фортепиано, распадающейся наряд независимых друг от друга пьес. Это единое, цельное произведение, отдельные «картинки» которого тесно связаны между собой в музыкальном отношении. Очень важную роль при этом играет так называемая «Прогулка» (Promenade) — музыка, не навеянная какой-либо картиной Гартмана. Название ее объясняется просто: это прогулка по выставке, служащая связующим Звеном между отдельными пьесами. Но ее смысл и значение не исчерпываются этим.
Читать далее

РЕкомендуем

Холопов Ю. Мусоргский как композитор XX века (1990)

Беляев В. М. Мусоргский, Скрябин, Стравинский (1972)

Хубов Г. Н. Мусоргский (1969)

Мусоргский М.П. (ноты)

Фрид Э. Л. Мусоргский. Проблемы творчества (1981)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности