Ноты для фортепиано композитора
Юрия Шапорина
Шапорин Ю. ВАЛЬС _ из оперы ‘Декабристы’ (сокращённое изложение)
Шапорин Ю. ПОЛОНЕЗ _ из оперы ‘Декабристы’ _ перел. А. Балтина
Юрий Александрович ШАПОРИН (1887—1966) унаследовал музыкальное дарование, вероятно, от матери — талантливой пианистки, ученицы Николая Рубинштейна. С детских лет слушая хорошую музыку, будущий композитор рано научился играть на виолончели, петь (одно время даже мечтал об оперной карьере), а затем стал пробовать свои силы и в сочинительстве. Профессиональное музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории, куда поступил довольно поздно, имея уже диплом об окончании юридического факультета Петербургского университета.
Начинал свою деятельность Шапорин в драматических театрах, сочиняя музыку к постановкам. Знакомство с Александром Блоком, общение с ним, побудило композитора написать на слова поэта цикл романсов «Далекая юность» и симфонию-кантату «На поле Куликовом».
Естественным продолжением работы в театре явилось сочинение киномузыки, причем более всего Шапорина привлекала героико-историческая тематика (фильмы «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов»). Вообще эта сфера музыки, корнями уходящая к Бородину,— самая излюбленная в творчестве Шапорина. К таким сочинениям относятся его симфония для хора и оркестра (1932), упоминавшаяся симфония-кантата «На поле Куликовом», оратория «Сказание о битве за Русскую землю», посвященная событиям Великой Отечественной войны.
Другая линия в творчестве Шапорина — задушевная, проникновенная лирика. Она в великолепных романсах композитора (циклы на слова Тютчева, Пушкина, Блока и др.) и на многих страницах единственной оперы — героико-романтической трагедии «Декабристы», над которой автор работал более двадцати лет.
В интимной лирике и монументальных произведениях Шапорина первостепенное значение отводится мелодическому началу. В этом, несомненно, ощущается преемственная связь с русской классикой.
[Из аннотации к сборнику «Золотая лира», том 1, М.: Сов.композитор, 1987 г.]