Яначек Леош (краткая биография)

Краткая биография композитора Леоша Яначека

ЯНАЧЕК Леош (3 VIII 1854, Гук-вальды, Моравия — 12 VIII 1928, Моравска-Острава)— чешский композитор, органист, дирижер, критик, педагог, муз. деятель.

Первоначальное муз. образование получил в школе Старобрненского монастыря в Брно, где был мальчиком-певчим в церк. хоре.

В 1874 поступил в Пражскую органную школу (кл. 3. Скугерского), по Окончании к-рой (1876) служил преподавателем музыки в Учительском институте в Брно.

В 1979—80 занимался в Лейпцигской (у Л. Грилля) и Венской (у Ф. Кренна) консерваториях.

В 1881 основал в Брно Органную школу, директором и проф. к-рой состоял до 1919, не прекращая до 1904 муз. педагогической деятельности в Учительском институте и (с 1886) старобрненской гимназии.

С 1884 по 1888 издавал муз. газету «Гудебни листа».

С 1888 до 1901 активно занимался записью, изучением и обр. моравских нар. песен.

В 1895 организовал Моравские нар. празднества на Пражской этнографической выставке. Председатель Моравского отделения Гос. института нар. песни.

Приезжал в Россию для ознакомления с русским языком, литературой и музыкой. Создавал сочинения на сюжеты и по мотивам произв. А. Островского, Ф. Достоевского и др.

В 1916 состоялась пражская премьера оперы «Ее падчерица», принесшая Яначеку мировую известность.

С 1919 по 1925 проф. отделения Пражской консерватории в Брно (кл. высшего композиторского мастерства).

Чл. Чешской академии наук (1912), Берлинской академии искусств (1927), доктор философии Брненского университета (1924), пред. клуба моравских композиторов (с 1919), чл. многих чешских и зарубежных муз. обществ и союзов.

Яначек Л. — один из крупнейших и своеобразных представителей муз. культуры Чехословакии, создатель нац. песенно-декламационного стиля, основанного на муз. претворении интонаций разговорной речи (его нередко называют «моравским Мусоргским»).

Творчество Яначека, в основе своей глубоко реалистическое и психологически правдивое, во многом связанное с моравской нар. музыкой, в последние годы деятельности композитора испытало влияние модернизма.

Сочинения:

9 опер, в т. ч. «Шарка» (соч. 1887, оконч. ред. 1918, пост. 1925), «Ее падчерица» («Енуфа», 1904), «Судьба» (соч. 1904, пост. 1934), «Катя Кабанова» (по Островскому, 1921), «Приключения лисички-плутовки» (1924), «Из мертвого дома» (по Достоевскому, соч. 1928, пост. 1930); картина с танцами и песнями (балет) «Ракош Ракоци» (1891);

кантаты и др. вок.-симф. произв.; Симфониетта (1926), поэма «Дитя бродячего музыканта» (1912), «Бланицкая баллада» (1920), «Лашские танцы» (1890), «Ганацкие танцы» (1890), рапсодия в 3 ч. «Тарас Бульба» (по Гоголю, 1918), «Казачок» (1899) и др. произв. для орк.;

секстет для дух. инструм. «Юность» (1924), 2 квартета (1923; 1928), Концертино для фп. и камерн. анс. (1926), «Народные пословицы» для 9 гол. и камерн. анс. (1927), Соната для скр. и фп. (1921), «Сказка» для влч. и фп. (по сказке Жуковского о царе Берендее, 1910, 2-я ред. 1923);

пьесы для фп., в т. ч. соната «1 октября 1905 г.», посвящённая, убитому на демонстрации рабочему Ф. Павлику, циклы «В тумане» и «По заросшей тропе», «Моравские нар. танцы» в 2 и 4 руки;

хоры, в т. ч. «Кантор Гальфар», «Марычка Магдонова» и «70 тысяч» -— баллады о жертвах социального и нац. гнета в Силезии, «Безумный бродяга» для муж. гол. и сопров. (на слова Тагора, 1922) и др.;

песни, в т. ч. вок. цикл «Записки исчезнувшего» в 22 песнях для тен., альта, 3 жен. гол. и фп. (1919);

книги «О строении аккордов и их соединении» (1897), «О музыкальной стороне моравских нар. песен» (1901), «Полный курс гармонии», 2 ч. (1912—13), статьи: «Переходы мелодии в народной песне», «Интонации детской речи», «О психической работе композитора» и др.

Источник: "Краткий биографический словарь композиторов". Составитель Вайнкоп Ю., Гусин И. Изд. 6-е. Л.: Музыка, 1983 г.

Рекомендуем:

Яначек Л. (ноты)

Яначек Л. (mp3)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности