Андраш Шифф
Андраш Шифф (Andras Schiff)
«Андраш Шифф – выдающийся классический пианист, один из лучших исполнителей Бетховена. Родился 21 декабря 1953 в Будапеште, Венгрия; в 2001 году получил британское гражданство, живет в Лондоне и Флоренции. Жена – скрипачка Юуко Шиокава. Обладатель множества международных наград и премий, в том числе двух премий «Грэмми», как «Лучший солист в классическом жанре» и «Лучшая вокальная запись». Игру Андраша Шиффа отличает невероятная техника и чистота исполнения, а также потрясающая музыкальность.
Андраш начал учиться игре на фортепиано в возрасте пяти лет, впервые выступил на публике в девять. В четырнадцать лет он поступил в Будапештскую музыкальную академию имени Ференца Листа и стал самым юным студентом за всю историю ее существования. Его наставниками стали знаменитый венгерский композитор и пианист профессора Паль Кадоша, композитор Дьёрдь Куртаг и пианист Ференц Радош. В это же время, в 1968 году Шифф впервые появился на телевидении, продемонстрировав широкой аудитории свой выдающийся исполнительский дар. В 1975-м он окончил консерваторию. Позже Андраш учился у лондонского пианиста и дирижера Джорджа Малколма. Победы в престижных международных музыкальных конкурсах сделали имя Андраша Шиффа известным и весьма способствовали его творческой карьере и концертной деятельности.
Андраш Шифф выступал с лучшими оркестрами и дирижерами, однако сегодня он в основном дает сольные концерты по всему миру, включая Россию, и выступает в качестве дирижера. Репертуар Шиффа очень широк, в него входят такие разноплановые композиторы как Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Гайдн, Шопен, Скарлатти, Барток, Шуман, Дебюсси, Равель. В 2004 году Шифф выступил с необычной серией концертов, сыграв в 20 городах мира 32 фортепианных сонаты в том хронологическом порядке, в котором Бетховен их создал. В 2005-м вышел диск с записями концертов, а в 2007-2008 пианист повторил выступление на гастролях в Северной Америке.
С детства Шифф наслаждается камерной музыкой, и с 1989 по 1998 год он исполнял обязанности арт-директора на ежегодном музыкальном фестивале камерной музыки, проходящем недалеко от австрийского Зальцбурга. В 1999-м он организовал собственный оркестр камерной музыки, с которым выступают многие друзья и коллеги Шиффа. Сейчас он выступает в качестве арт-директора довольно молодого швейцарского фестиваля камерной музыки, основанного в 1995 году. В 1998-м Шифф организовал подобные выступления в Театро Олимпико итальянской Виченцы, а в сентябре 2004 года выступал на молодом немецком фестивале ‘Кунстфест Веймар’.
Помимо концертных выступлений, Шифф обладает впечатляющей дискографией.
Награды:
Второе место на конкурсе камерной музыки имени Л.Вейнера (1973), Первая премия на конкурсе Венгерского радио и телевидения. Четвертое место на конкурсе имени П. И. Чайковского (1974), лауреат международного конкурса имени Ференца Листа (1975), один из победителей Международный конкурс пианистов в Лидсе (1975).
В 1990-м Шифф был награжден премией «Грэмми» в номинации «Лучший солист в классическом жанре» за «Английские сюиты» Баха. В 1991-м — Призом Бартока. В 1994 году Андраш Шифф стал первым пианистом, награжденным памятной медалью имени чилийского пианиста Клаудио Аррау от Общества Роберта Шумана в Дюссельдорфе. В 1996-м Андраш Шифф получил престижную венгерскую награду — Приз Коссута, присуждаемую на выдающиеся заслуги в области культуры и искусства. В следующем году он стал обладателем датского Приза Леони Соннингса, международной премии в области академической музыки. В 2003-м Шифф получил приз Бременского музыкального фестиваля. 2007 год принес Шиффу награду за исполнение Баха от лондонской Королевской Музыкальной Академии. Вторая премия «Грэмми» — в номинации «Лучшая вокальная запись», за диск «Лебединая песня» Шуберта, который Шифф записал вместе с оперным певцом и дирижером Петером Шрайером.
Андраш Шифф удостоен звания почетного профессора музыкальных учебных заведений в Будапеште, Детмолде, Мюнхене и Оксфордского музыкального колледжа.»
Автор статьи: Елена Мурзина
Интервью с пианистом (март 2016).
» Фонд «Музыкальный Олимп» приготовил шикарный подарок меломанам: за три дня в Санкт-Петербурге и Москве дал мастер-класс и два концерта обладатель двух «Грэмми», лауреат конкурса Чайковского 1974 года Андраш Шифф. По дороге из Петербурга в Москву с выдающимся пианистом современности встретилась корреспондент InterMedia Анна Ефанова, чтобы поговорить о вариациях жизни, фортепианных ценностях и девальвации пианистов.
— Правда, что вы долго мечтали сыграть «33 вариации на тему Диабелли» Бетховена, но не решались?
— Да, только сейчас я понял, что готов их исполнить. Сначала мне нужно было освоить сонаты, квартеты, оперу «Фиделио» и «Торжественную мессу» Бетховена для общего понимания его творчества.
— Вариационные циклы Баха и Бетховена схожи? Помимо «33 вариаций на тему Диабелли» вы сыграли «Гольдберг-вариации» на концерте в Москве.
— В них есть параллель по сложности полифонии, симметрии формы и духовной поэзии. Но для меня Бах — это Бог, а Бетховен — его идеальная модель.
— Что вам не понравилось на прошлых дисках «Гольдберг-вариаций»? Вы записали их трижды.
— Запись — это всего лишь монумент человечества, сделанная фотография и воспитанный ребенок, где сегодня не нравится манера, завтра — звучание, послезавтра — что-то еще. Первая запись напоминает новое вино, которое чем старше, тем становится лучше. Я по-другому услышал музыку «Гольдберг-вариаций» по прошествии времени. Наверное, изменился сам, поэтому решил ее по-другому записать.
—
-Правда, что ваше утро начинается с исполнения Баха?
— Да, я играю его произведения каждый день в течение часа по утрам. Мне нравится выстраивать протяженные музыкальные параграфы, но это не превращается в механическую и монотонную работу. Я просто музицирую в медленном темпе поочередно за разными инструментами дома и нахожу разные звучания, интересные идеи — это особый, наполненный творчеством процесс.
— Сколько роялей в вашей коллекции?
— Я никогда их не считал. Сейчас во Флоренции — пять роялей и клавиккорд, в Лондоне — два рояля. Плюс четыре инструмента, которые не стоят дома и предназначены для концертов. Как правило, один из них ездит куда-нибудь со мной.
— Что думаете о старых фортепиано Pleyel и Walther?
— Pleyel – как раз тот инструмент, который нужен для исполнения музыки Шопена: у него негрубые верхи и басы в отличие от современного Steinway, где они напоминают большого и тяжелого слона. Walther — совершил революцию в моем понимании звучания Моцарта. То, к чему я привык на Bösendorfer, обрело небывалую свободу и легкость. Я этого не подозревал.
— Нужно ли играть на старинных инструментах пианистам современных роялей?
— Те, кто ни разу не пробовали, хорошо сыграть сочинения Моцарта, Бетховена и Шуберта не способны. Только прикоснувшись к инструментам из прошлого, можно услышать новый баланс голосов, переосмыслить собственные ощущения.
— Владимир Горовиц соблюдал музыкальный баланс?
— Он был культурным человеком, с большим кругозором, поэтому соблюдал баланс в жизни, а не только в фортепианном исполнительстве. Помню, как он пригласил меня в Нью-Йорк для обсуждения Ля-мажорного концерта Моцарта и нескольких сонат Скарлатти, которые разучивал по манускриптам. Как слушал его на концертах в Америке и Лондоне. Это было страшно и гениально: Горовиц — эксцентричный человек.
— Что он играл?
— Сочинения Скрябина — невероятно божественные трактовки. С тех пор я, кстати, не берусь их играть. В этом, правда, виноват еще Владимир Софроницкий. Его исполнения произведений Скрябина меня не устают удивлять.
— А Святослав Рихтер? Помнится, вы восхищались его интерпретациями музыки Шуберта.
— Для меня это музыкальный вулкан. Возможно потому, что его концерт был одним из первых, которые я услышал. Мне было пять или шесть лет, когда мы с мамой оказались на его выступлении: он играл Си бемоль-мажорную сонату, три последние песни и фантазию «Скиталец» Шуберта. Потом я много раз бегал на его концерты и даже однажды поздоровался. Но в памяти особенно живы самые первые впечатления из детских лет. Уже тогда я решил для себя, что Рихтер — колоссальный пианист.
— Сейчас уровень пианизма в России ниже?
— Трудно сказать, потому что я не так часто выступаю с концертами в российских городах. Вижу много талантливых ребят, которые играют не так, как Горовиц сонаты Скарлатти и Софроницкий прелюдии Скрябина. Современные пианисты знают понемножку произведения Баха, Моцарта и Рахманинова. Они редко выбирают отдельных композиторов для своего фортепианного репертуара. Мне очень жаль.
— Как думаете, почему?
— Наш музыкальный мир интернационален, господствует усталость от мировой глобализации и девальвации. Искусство и культура не так важны, как сорок лет назад, поэтому хорошие пианисты — не интересны, как люди. Теряется национальная самобытность музыкантов, их индивидуальный стиль.
— Ваша стилистика — венгерская, судя по месту рождения?
— Нет, я играю по центрально-европейски. Для меня музыка и язык соединяются воедино. При исполнении сочинений Бетховена — мыслю немецкими акцентами. Играя произведения Чайковского — русскими грамматическими структурами и фразовыми диалогами.
— Быстрый ритм мегаполиса вам чужд. Как вы планируете провести время по окончании российских концертов?
— В мае-июне мне предстоит еще несколько выступлений в Европе, а потом — буду отдыхать полгода. Прочту книги Томаса Манна, Марселя Пруста и Федора Достоевского. Продолжу писать автобиографию и послушаю музыкальные записи, чтобы открыть для себя новые чудеса.»
Рекомендуем:
Смотреть Мастер-классы с Андрашом Шиффом