И. С. Бах. Двухголосные инвенции.
М е т о д и ч е с к о е п о с о б и е
Представляю вашему вниманию очень интересную запись методических рекомендаций к исполнению баховских двухголосных инвенций! Запись я нашла в интернете - это оцифрованная запись, сделанная с пластинки фирмы "Мелодия" (1977 г.). Для удобства прослушивания записи, я сделала видео-наложение на звуковую дорожку с картинками и нотами инвенций. Так, на мой взгляд, удобнее следить за ценной информацией. Да и визуальное восприятие лучше откладывается в памяти. Но судить вам, дорогие друзья и коллеги! Если где-то заметите неточность или ошибки, пишите, не стесняясь, в комментариях или через обратную связь. Буду исправлять!))
Информация с конверта пластинки:
«Из репертуара детских музыкальных школ. И. С. Бах. Двухголосные инвенции. М е т о д и ч е с к о е п о с о б и е»
Авторы: А. Горбунова, А. Орентлихерман, А. Розенберг, М. Шарикова. Консультанты: Т. Николаева, М. Воскресенский
Вступление
Рекомендации и инвенции
Открытый урок
Заключение
Инвенции исполняют:
До мажор – Олеся Шелудько
до минор – Наташа Карпович
Ре мажор – Таня Васнецова
ре минор – Таня Штаркман
Ми бемоль мажор – Лиля Зильберштейн
Ми мажор – Жанна Нежниченко
ми минор – Илья Школьник
Фа мажор – Жанна Нежниенко
фа минор – Меня Максюкова
Соль мажор – Гриша Барам
соль минор – Миша Саушев
Ля мажор – Алла Галушкина
ля минор – Олеся Шелудько
Си бемоль мажор – Оля Терновская
Текст читают М. Шарикова и А. Орентлихерман
Звукорежиссёр Е. Жаворонкова
Редактор М. Бутырская
В работе над методическим пособием принимали участие: З. С. Арнопольская, И. А. Дашкова, Р. С. Левина и Н. И. Урюпина.
Инвенции исполняют ученики педагогов: А. М. Беляева, Т. Б. Дивлевой, Т. А. Зеликман, И. М. Лещинской, И .К. Мелих, И. Э. Нудельман, В. Н. Роговой, Р. М. Самуйлович, Г. А. Стерниной, А .М. Трауб и М. А. Шариковой.
Моно 33 М50-39903-04 (с) Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1977 г.
———————————————————————————————-
Первая дошедшая до нас запись 15 двухголосных инвенций содержится в клавирной книжечке, которая предназначалась для обучения старшего сына И. С. Баха – Вильгельма Фридемана. Эта тетрадь была начата 22 января 1722 года. Она содержала пьесы различной формы и различной степени трудности. Инвенции носили здесь ещё иное название – Преамбулы, были расположены в другом порядке и отличались от распространённой сейчас версии инвенций также целым рядом деталей нотного текста.
Окончательный вариант инвенций (вместе с трёхголосными симфониями) И. С. Бах записал в 1723 году. В ту эпоху педагогические сочинения почти никогда не печатались, а распространялись посредством переписки. Данный экземпляр, по-видимому, должен был служить в качестве оригинала для последующего копирования учениками – об этом свидетельствует аккуратность, тщательность, с которой он был написан (существует довольно распространённое факсимильное издание, выпущенное издательством Петерс в Лейпциге, дающее полное представление об этой рукописи). На титульном листе Бах поместил пространный заголовок: «Откровенное наставление, показывающее любителям клавира правильный способ научиться играть чисто с двумя голосами, а также составлять хорошие инвенции и искусно развивать их, но более всего добиваться певучести и приобрести вкус к самостоятельной композиции».
В заголовке можно усмотреть три главные задачи, которые Бах связывал с изучением этих пьес. Перечислим эти задачи от более обобщённой – к частной:
1) обучение игре и одновременно начаткам композиции;
2) привитие навыков полифонической игры;
3) стремление выработать певучую, кантабильную манеру игры на инструменте.Первая задача была связана с синтетическим характером обучения музыке, с тем, что тогда не мог существовать профессиональный исполнитель, который одновременно не являлся бы композитором, умеющим сочинять в различных жанрах и формах и импровизировать на своём инструменте. Более полное представление о характере и «методике» такого синтетического обучения можно получить при внимательном знакомстве с «Нотной тетрадью Вильгельма Фридемана Баха» (см. советское издание, М., 1975). В отношении рассматриваемых нами произведений даже их название (латинское inventio – изобретение, выдумка) свидетельствует о творческой задаче. В применении к нашему времени мы можем истолковывать эту первую из поставленных Бахом задач как необходимость всестороннего развития внутреннего слуха учащегося, его самостоятельности, активности в поисках правильных исполнительских решений, связанных с точным установлением формы сочинения – как в крупном плане, так и в деталях (членение фраз, мотивов и связанные с этим артикуляция и динамический план).
Вторая из декларированных задач может быть распространена на всё баховское творчество.
Двухголосие наиболее широко было представлено в простеньких пьесах из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Но там мы встречаемся с элементарным типом изложения. Достижение самостоятельности голосоведения облегчалось для ученика контрастом голосов как в отношении выполняемой им функции (мелодия и сопровождающий бас), так и просто по высоте, что позволяло ясно их слышать.
Двухголосные инвенции предъявляют ученику уже специфичные требования – здесь полифония имитационная, то есть оба голоса равноправны по своей роли, тема имитируется в другом голосе в определённый интервал. Именно это несовпадение начал и окончаний тем, а также опорных точек в наибольшей степени затрудняет исполнение, так как требует предельной активизации внимания.
Что касается третьей задачи, то она связана со всей сущностью баховской музыки. Именно с требованием кантабильной игры связано воплощение живого эмоционального начала. Если мы внимательно ознакомимся с тематизмом инвенций, то увидим, что его ни в какой мере нельзя считать абстрактным – повсюду обнаруживаются связи с различными музыкальными жанрами, танцевальными, вокальными, инструментальными. Следует предостеречь от одностороннего понимания слова к а н т а б и л ь н о с т ь. Его нельзя понимать как требование игры сплошь легато от начала до конца. В соответствии с практикой того времени и жанрами (а также приёмами исполнения на различных инструментах), с которыми данные инвенции имеют родственную связь, кантабильность подразумевает расчленённое, богато и разнообразно артикулированное исполнение.
Поучительно проследить, как видоизменялся порядок инвенций. В «Нотной тетради Вильгельма Фридемана» первая половина их располагалась на ступенях до мажорной гаммы: C, d, e, F, G, а, затем – по нисходящим и альтерированным ступеням в тональностях второй степени родства: h, B, A, g, f, E, Es, D, c. Порядок трёхголосных инвенций (названных здесь фантазиями) аналогичен. В окончательной редакции Бах располагает их уже по-иному: C, c, D, d, Es, E, e, F, f, G, g, A, a, B, h. Как мы видим, они расположены на этот раз уже независимо от родства тональностей, просто в восходящем последовании с заполнением ряда хроматических ступеней. По-видимому, Бах применил здесь – с необходимыми изменениями – принцип расположения, который он за год до этого (в 1722 году) уже нашёл для «Хорошо темперированного клавира».
Давно минули времена, когда Ф. Бузони с горечью жаловался: «Одно изучение баховских инвенций огранивается в ы б о р о м их без всякой системы. Педагог должен отдавать себе отчёт относительно порядка прохождения инвенций с учениками. В самом суммарном виде различие трудностей отмечено в программах детских музыкальных школ. Но следует учитывать особенности каждого конкретного ученика и, в зависимости от степени его слухового и двигательного развития, от его умения слышать свою игру, можно уже составить индивидуально для него план прохождения инвенций. Для того, чтобы педагогу было легче ориентироваться, обратим внимание на некоторые формальные моменты (тип проведения темы), на основании которых можно свести все инвенции к определённым группам.
А) И н в е н ц и и н а о д н у т е м у:
1. c, F – по типу канона в октаву;
2. h, G – по типу квинтового ответа в фуге;
3. d, D – ответ в октаву, далее развитие на фоне басовых шагов;
4. a, C — октавные имитации тонического и доминантного проведения темы;
5. a, B — тематизм, основанный на звуках аккордов,Б) И н в е н ц и и н а д в е т е м ы (тема с удержанным противосложением):
6. E, f — по типу двойного контрапункта октавы;
7. Es, A – двойной контрапункт октавы и его обращение к тональности доминанты (иногда и двойной контрапункт дуодецимы).
8. … — ответ противосложения даётся в обращении.Как мы видим, каждый из этих признаков представлен (за исключением пункта 8) двумя инвенциями разной степени трудности. Целесообразно проходить с учеником инвенции из разных групп и только в отдельных случаях давать пьесу из той же группы — чтобы на новом материале закрепить данную полифоническую трудность.
Для того, чтобы ученик смог извлечь максимум из проходимого материала, необходимо, чтобы он сам отдавая себе отчёт во всех тонкостях строения пьесы, объяснить ему все необходимые полифонические термины, вместе с ним разобраться в структуре произведения. Вспомним слова Р. Шумана, обращённые к ученику: «Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание». В отношении установления разделов формы, нахождении симметрии и иных соответствий полезно обратиться к примечаниям Ф. Бузони, сделанным в его редакции инвенций.
Инвенции И. С. Баха принадлежат к числу популярнейших произведений педагогической литературы — их не минует в своей работе ни один маленький пианист. Тем более важным и интересным представляется предлагаемое на настоящем диске исполнение баховских инвенций учениками и советы опытных московских педагогов относительно работы над этими произведениями. Конечно, детское исполнение не может быть полностью свободным от недостатков. Но в то же время свежесть, искренность, непосредственность — это как раз те прекрасные особенности, отличающие эту игру, которые могут пробудить у ребёнка, начинающего изучение той или иной инвенции, живой интерес к этому произведению, желание подражать своему незнакомому сверстнику.
Н. Копчевский