Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли

Гайдамович Т. «Инструментальные ансамбли»

Гайдамович Т. «Инструментальные ансамбли» (1963)

Музыкальные произведения, исполняемые одним или несколькими инструментами (роялем, скрипкой, трубой и т. д.), называют инструментальной музыкой.

Бывает она сольной, когда играет один исполнитель (по-итальянски «solo» значит «один»), или ансамблевой, если в ней принимает участие несколько инструментов («ensemble» по-французски значит «вместе»).

Обычай совместной игры на музыкальных инструментах существует у разных народов со времен глубокой древности. Об этом свидетельствуют многие памятники изобразительных искусств Древнего Востока, Древней Греции, в частности рисунки на керамических изделиях, фрески, барельефы, воспроизводящие целые группы музыкантов.

О совместной игре на музыкальных инструментах нередко рассказывается и в песнях разных народов:

Играют два хлопчика на гудочке, А я, добрый молодец, на скрипице.

О том же убедительно говорит и живая народная традиция нашего времени. Среди русских мастеров-умельцев широко распространена совместная
игра на народных духовых инструментах: дудках, рожках, жалейках (духовом пастушьем инструменте, родственном по устройству с кларнетом). Протяжные и плясовые песни исполняются ими с мастерским варьированием (видоизменением) основного напева и с красивыми подголосками на два и три голоса. Иногда к музыкантам, играющим на деревенской скрипке и жалейке, присоединяются четыре или пять исполнителей на «кувиклах» — народной многоствольной флейте (так называемой «флейте Пана»).

На Украине и в Белоруссии издавна широкой популярностью пользовалось деревенское трио — «троиста музыка» (ансамбль из трех исполнителей)—в таком составе: скрипка, басоля (род народной виолончели) и бубен.

Разнообразные народные инструментальные ансамбли существуют в республиках Закавказья и Средней Азии. Например, музыкальный ансамбль из трех исполнителей, играющих на таре (щипковый инструмент), кяманче (струнный смычковый инструмент) и дайре (ударный инструмент, род бубна), называется сазандари.

Ансамблевая инструментальная музыка может быть камерной, то есть в точном переводе «комнатной» (от итальянского «camera» — комната), если исполнителей немного, и оркестровой, если она написана для большого количества исполнителей.

Вместе с тем существуют сочинения для сравнительно небольшого оркестра (15—20 человек), называемого поэтому «камерным».

Еще в XVI веке, когда слово «камерный» впервые появилось в музыкальном словаре, оно относилось ко всякой музыке, написанной не для театра или церкви. Только позднее, с развитием симфонической музыки, «камерной» музыкой стали называть произведения, написанные для сравнительно небольшого количества исполнителей и предназначенные для игры в узком кругу слушателей, в обычной комнате. Нередко с понятием «камерная музыка» связывалось и домашнее музицирование силами любителей музыки.

Однако надо помнить, что понятие «камерности» музыки не определяется только количеством ее исполнителей или -помещением, в котором ее играют. Камерный жанр «как особый вид музыкального творчества) наряду с оперным или симфоническим, родился не сразу, а сформировался постепенно в произведениях многих композиторов. Так же постепенно определялся и круг образов, типичных для камерной музыки, совершенствовались, средства художественной выразительности, оттачивалась форма.

Вначале образы, воплощаемые в камерном жанре, чаще всего были связаны с личными переживаниями, с лирическим ощущением окружающего мира, с любовью, радостями и страданиями человека или с картинами природы. Подчас сочинения такого рода становились своеобразным музыкальным дневником композитора. Чтобы пояснить эту мысль, напомним хотя бы один из камерных ансамблей Глинки — «Патетическое трио» для фортепиано, кларнета и фагота. Элегический характер музыки, ее взволнованность и резкие смены настроений, передающие чередование надежд с отчаянием, обобщены в эпиграфе, предпосланном композитором этому сочинению: «Любовь известна мне только по тем огорчениям, которые она приносит».

Со временем авторов камерных инструментальных ансамблей начинают все больше привлекать острые драматические ситуации: психологическое раскрытие душевного мира, живое изображение человеческих характеров в их дружеском общении или конфликтных столкновениях. Иногда камерная музыка рассказывает о больших исторических событиях или же о глубоких, серьезных человеческих помыслах. Но и в этих случаях произведениям камерного жанра, по сравнению с оперным или симфоническим, присуща большая свобода в сменах настроений, изысканность, почти графическая тонкость письма. Для камерного жанра типично не только полное раскрытие человеческих чувств* (это есть и в других жанрах), но особое, свойственное только ему отображение очень тонких и сложных оттенков различных душевных настроений.

По своим размерам камерные сочинения короче симфонии, а тем более оперы, их выразительные возможности более скромны.

Камерный ансамбль, — определение это, подразумевающее совместное исполнение музыкантами пьесы для нескольких инструментов, совместное пение нескольких голосов или, наконец, соединение певцов с инструменталистами, — обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников.

Примером камерного ансамбля, где участвуют певец и различные инструменты, могут служить песни Бетховена для голоса в сопровождении скрипки, виолончели и фортепиано. Взяв в основу этих песен подлинные шотландские, ирландские и другие народные мелодии, композитор создал маленькие шедевры. Скромность выразительных средств не помешала раскрыть в них силу человеческих чувств — любви, радости, страдания.

Бетховенские песни «Дженни», «Крошка Салли», «Краса родимого села» и другие пользуются широкой известностью и в наши дни. Для голоса в сопровождении трех инструментов Бетховен обработал также несколько русских народных песен:
«Как пошли наши подружки», «Ой, реченьки, реченьки», «Во лесочке», и одну украинскую: «Ехал казак за Дунай».

Инструментальные ансамбли разнообразны не только по содержанию, но и по форме: для струнного ансамбля Бетховен написал цикл немецких народных танцев; популярно струнное трио Бородина — вариации на тему городской народной песни «Чем тебя я огорчила». Однако большинство классических произведений камерно-инструментальной музыки написано в форме сонаты. Читать далее:

 

Рекомендуем:

Бражников М.В. Фортепиано (музыкальные инструменты)

Должанский А. Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича

Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности