Сорокер Я. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева

Сорокер Я. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева

Сорокер Я. Камерно-инструментальные ансамбли С.С. Прокофьева

Прокофьев не был композитором «камерно» мыслящим. И тем не менее автор «Скифской сюиты» и «Золушки», «Шута» и «Дуэньи», «Гадкого утенка» и «Ивана Грозного», «Александра Невского» и Седьмой симфонии оставил нам несколько великолепных инструментальных ансамблей: Скерцо для четырех фаготов, Секстет, Квинтет, два квартета, Сонату для двух скрипок без сопровождения, флейтовую сонату, две скрипичные (вторая из них — переложение флейтовой) и одну виолончельную сонаты.

Хотя камерно-инструментальные ансамбли Прокофьева в большинстве своем сравнительно скромны по размерам, по значительности замысла они порой не уступают (Крупным симфоническим полотнам. Таковы, например, Первая скрипичная соната, Квинтет, Первый квартет, Соната для двух скрипок.

Для Прокофьева характерна расширенная трактовка художественного потенциала камерной музыки, ее образной сферы и жанровых границ. Последние фортепианные сонаты, монументальная эпическая Первая скрипичная и виолончельная сонаты — это подлинные сонаты-симфонии.

В отличие от других больших мастеров (например, Артура Онеггера), для которых камерные опусы служили в известной мере «поисковой лабораторией» к созданию монументальных вещей, Прокофьев, скорее наоборот, — нередко вновь претворял основные «сюжетные» мотивы своих крупных творений в инструментальных ансамблях, как бы возвращаясь к ним, но <в иной — камерной версии: так, в Квинтете словно оживают лубочные «а la russe» шаржи и пародии «Шута», а с другой стороны — суровая экспрессия Второго фортепианного концерта и кантаты «Семеро их»; в Первой скрипичной и виолончельной сонатах — патриотический, богатырский эпос «Александра Невского», Пятой и Шестой симфоний; во Втором квартете Прокофьев «вновь вспомнил о любимых им в юности образах первозданной, дикой силы, некогда воплощенных в «Скифской сюите» и Второй симфонии; наконец, неоклассицизм Первой симфонии, буффонность «Дуэньи», ирония «Киже» возрождены в Сонате для флейты и фортепиано.

Камерные ансамбли Прокофьева, естественно, отражают общие для всего творчества композитора тенденции, но в то же время обнаруживают и некоторые особые его грани.
Если у читателей, мало знакомых с камерно-инструментальными сочинениями Прокофьева, возникнет желание поближе познакомиться с ними, а те, кто знает и любит эту прекрасную музыку, смогут с помощью этой книжки глубже разобраться в ней, автор будет считать свою скромную задачу выполненной.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.