Глазунов А.К. Соната № 1 для фортепиано

Глазунов А.К. Соната № 1 для фортепиано

«Первая соната си-бемоль минор, соч. 74. посвященная Надежде Николаевне Римской-Корсаковой, написана в конце 1900 — начале 1901 года.

Музыка сонаты привлекательна своей ис­кренностью и сердечной теплотой, непосред­ственностью высказываний и переживаний. Как это вообще свойственно Глазунову, «благород­ная, плавно и спокойно парящая лирическая стихия… не сильна страстной… выразительно­стью и напряженностью, не импульсивна, но красиво-пластична, дышит здоровым, приветливым, радушным чувством восприятия миря и кротким, светлым отношением к нему* (Асафьев). Наиболее интересна и драматична первая часть сонатное аллегро; вторая часть анданте очень поэтична и контрас­тирует первой своим в целом созерцательным характером. Финал рондо по сравнению с предыдущими частями производит меньшее впечатление, однако и здесь немало выразительных страниц.

Первая часть (Allegro moderalo) открыва­ется изложением главной партии, но не сразу ее темы, а сначала лишь ее фона. Глубокие басы и распевная фигурация рождают ощу­щение затаенной скорби. Мелодия главной темы словно вырастает из этой фигурации, вбирая п тем самым концентрируя, «усиливая самые выразительные ее интонации. Она скла­дывается из небольших фраз, продолжающих одна другую со все нарастающим напряже­нием. и вскоре становится взволнованной и драматичной.

Связующая часть, основанная па мелодическом обороте главной темы, порывиста и полна смятения; ее мотивы набегают друг на друга учащенными волнами, быстро подни­маясь до кульминации. Последующий неболь­шой спад замедляет движение и подготавли­вает вступление побочной партии.

«Знойная» тональность (ре-бемоль мажор), мерное колыхание аккомпанемента создают чуткую и красочную «среду» для пре­красной н выразительной мелодии. Нетороп­ливое движение, широкое дыхание, вокаль­ность, непринужденность ритма рождают словно томительное предчувствие счастья. Ме­лодия появляется сначала в одноголосном изложении, в сочном «виолончельном» реги­стре; затем — в более светлом и прозрачном «скрипичном» в то время как ранее вступив­ший голос отвечает ей. В дальнейшем разви­тии побочная тема дробится, отрывки ее про­ходят в разных голосах и тональностях, пере­бивая друг друга, образуя имитации и пере­клички. Создается впечатление нежной, лас­ковой беседы. Однако музыка постепенно «на­каляется», и на кульминации вступает ре­приза темы. Излагаемая в октаву, в высоком регистре, сопровождаемая активным и под­вижным подголоском, мелодия звучит, как восторженная, экстатическая песнь. Сочетание триольного движения в аккомпанементе с двудольным ритмом мелодии и баса рождает образ пышного цветения, насыщенности, пот- ноты жизни; обилие диссонирующих сочета­ний (благодаря применению различных прие­мов мелодической фигурации) привносит а ощущение счастья оттенок сладкой истомы. Особенности изложения и развития побочной темы невольно вызывают представление о лю­бовной сцене встреча, взволнованный тороп­ливый диалог, ликующий дуэт.

Заключительная часть экспозиции, использующая измененный материал главной темы, образует самостоятельный раздел. Быстрая, легкая, полетная, исполненная светлой радо­сти, она служит естественным завершением экспозиции.

Установившееся здесь быстрое движение на основе преобразованных мотивов главной темы сохраняется на всем протяжении р а з р а б о тки. Ее начало сразу создает атмосфе­ру взволнованности и смятения. Мелодическая линия упорно направляется вверх; ее поддер­живают отрывистые аккорды на слабых долях такта. все это вызывает ощущение преры­вистого дыхания. Далее в развитие включает­ся материал побочной темы, тогда как мело­дическая фигурация переходит в сопровожда­ющие голоса, создавая внутреннюю, «подспудную» пульсацию. Побочная тема являет­ся здесь в виде отдельных и разобщенных фраз, повторяющихся попарно; благодаря изменению своих окончании они приобретают то вопрошающий, то, наоборот, требовательный характер. Эти «реплики» подытоживает длин­ная патетическая «тирада» побочной темы.

Следующий раздел разработки вызывает представление о напряженной внутренней борьбе. В основе этого раздела материал связующей части. Однако здесь ему не свой­ственна юношеская порывистость, как то было в экспозиции: низкий регистр, гулкие басы, то подталкивающий, то, наоборот, сковыва­ющий подголосок придают этой теме новый характер, черты упорства, волевой настойчивости и устремленности; они становятся осо­бенно ощутимыми на вершине волны, когда начинается медленный спад, заканчивающийся «срывом».

В последнем разделе разработки, как и в начале ее, паузы на сильных долях такта соз­дают впечатление прерывистого дыхания; но поступательное движение басов вносит в ка­жущуюся хаотичность перебивающих одна другую фраз главной темы ощущение уверен­ности, ожидание развязки. Постепенно ее вступления становятся все более напряжен­ными и частыми, и на кульминации вступает реприза.

Мелодия главной темы теперь проходит в левой руке; в звучании ее ощутимы не только сочность струнных, но и блеск медных инстру­ментов. Новые завершения фраз придают ей характер победного торжества. Аккомпанирующая мелодии фигурация, наоборот, перешла в правую руку; в ее звонкой окраске слышны сверкание скрипок и поддерживающих их де­ревянных духовых

Как бы прерывая тему, вступает связую­щая часть, более просветленная, нежели в экспозиции, торопливо спешащая навстречу побочной теме.

По сравнению с экспозицией она мало из­менена; однако по существу она здесь стано­вится иной. Более «прозрачная» тональность (си-бемоль мажор), широкие, спокойные вол­ны аккомпанемента, светлый и чистый высо­кий регистр мелодии — все это создает впе­чатление простоты и величавой сдержанности. Несколько аккордов как голоса хора нежно поддерживают мелодию, придавая лирической теме черты объективности, законченности, устойчивости. В дальнейшем развитии подго­лосок оказывается «внутри» излагаемой в ок­таву мелодии, что создает впечатление их полного слияния, объединения.

Заключительная часть повторяется в том же виде, что и в экспозиции, сохраняя харак­тер радостного ликования.

Внезапный поворот в течение музыки вно­сит кода. Она начинается главной темой, ко­торая сразу сменяется новым материалом патетическим монологом, развивающимся на­пряженно и драматично После этого неожи­данного взрыва устанавливается мерное, спо­койное движение на основе мотивов главной темы. Заканчивается кода тихими, просветлен­ными звучаниями.

Вторая часть (Andante) проникнута свет­лым, задумчиво-созерцательным настроением. Она написана в сложной трехчастной форме; крайние ее разделы представляют тему с ва­риациями.

Тема простодушная и мягкая благодаря скромной, непритязательной мелодии; хораль­ная фактура вносит оттенок сдержанности и не которой скованности. Напевность мелодии под­черкивается время от времени мерным движе­нием аккомпанемента. Включение арпеджированных аккордов, напоминающих звучание ар­фы. придает музыке нежность и прозрачность. Развиваясь, варьируясь, тема с разных сторон оплетается подголосками, как бы растворяясь в них, становится более подвижной. Вместе с тем расширяется и ее эмоциональный диапа­зон, словно раскрывается душа навстречу но-

ним впечатлениям, и оттого она лишается своего холодноватого спокойствия и «теплеет».

Средняя часть анданте (Appassionato) на­писана в одноименном миноре. Она контра­стирует крайним разделам своей яркой взвол­нованностью, драматизмом развития. Звучный прерывистый аккомпанемент вносит оттенок концертности, придает мелодии сходство с арией Непринужденное сочетание песенных интонаций и ямбических, «пунктирных» рит­мических оборотов сообщает мелодии черты искреннего лирического высказывания, пате­тического излияния чувств, откровенной испо­веди души. Многое в музыке этого раздела в ее характере и развитии — напоминает коду первой части.

Реприза вносит в музыку постепенное успокоение. Арпеджированные аккорды и тон­кая связь подголосков создают нежный коло­рит ноктюрна, и лишь появление в самом начале репризы мелодических попенок глав­ной темы первой части (Allegro) напоминает о недавних волнениях. В конце части прохо­дит новая мелодия заключительного характе­ра, которая в своем развитии сплавляется с основной темой и приводит к умиротворен­ному завершению анданте.

Финал сонаты (Allegro scherzando) произ­водит впечатление несколько поверхностной виртуозной музыки. Его главная тема основана на сочетании гаммообразного мелодическо­го движения с легким, прозрачным гармони­ческим аккомпанементом. Красочные гармо­нические н тональные сопоставлении, различ­ные виды пассажей, то «прямолинейных», то «извилистых», то свободных, то пробивающих­ся сквозь «теснины» аккордов, и общий свет­лый колорит музыки придают теме очарование быстрой смены приятных впечатлений. Неволь­но в представлении рождается образ бойкого ручейка, искрящегося и переливающегося на солнце, петляющего по равнине некрупными излучинами, набегающего па берега мелкими волнами.

Быстрое текучее движение, установившееся в главной теме (рефрене), сохраняется на всем протяжении финала, составляя фон для остальных его тем.

В первом эпизоде рондо (побочная партии, ре мажор) господствует характер лирического созерцания. Мелодия, излагаемая поначалу в среднем регистре, а после подхватываемая в верхнем, спокойна, широка и распевна и на фоне журчащего аккомпанемента кажется не­сколько медлительной. Постепенно она начи­нает дробиться, ее попевки повторяются ак­тивно и настойчиво, и развитие приводит к заключительной части, развернутой, как само­стоятельная тема. Здесь быстрые пассажи сменяются напряженно тремолирующими аккордами; полна напряжения и мужественно-волевая мелодия басов, сочетающая синкопи­рованное и пунктирное движение, неуклонно направляющаяся к тонике. Неожиданный то­нальный сдвиг приводит к возвращению реф­рена.

Драматический минорный центральный эпизод рондо составляет яркий контраст ко всему остальному материал) финала. Здесь тоже сохраняется непрерывная ритмиче­ская пульсация, однако она создает впечатле­ние не текучести, а скорее мерного плеска, не­подвижных бликов и отражений лунного света на водной глади. Мелодия несколько напоми­нает средний раздел скерцо из второй сонаты Шопена си-бемоль минор, где замкнутая лири­ческая тема складывается из «задыхающихся» фраз, разделенных продолжительными пауза­ми, что вносит в нее оттенок усталости, внут­ренней надломленности. Так и у Глазунова: секвенционно повторяющаяся печально-вопро­сительная фраза несколько раз начинает свой трудный подъем, но все не может удержаться на вершине и «опадает». Оттого музыка при­обретает оттенок безысходной тоски и страда­ния. Это впечатление усиливается, когда ме­лодия вдруг удваивается терцовым подголос­ком — в нем словно объединяются и голос отчаяния, и эхо. разносящее тяжкое призна­ние.

Развиваясь, эта тема постепенно модули­рует в направлении главной тональности. Не­большая связка вносит в музыку просветле­ние и более умеренное движение — триоли меняются дуолями, сохраняющимися и на про­тяжении репризы главной темы. Однако это не единственное изменение в ней. Сопро­вождение мелодии обогащается последова­тельно поднимающимся подголоском, что придает музыке уверенность и спокойствие. При повторном проведении темы вступление этого подголоска образует фанфарообразные ходы, да и весь он приобретает звучание хора валторн или охотничьих рогов.

Побочная тема, проводимая в репризе в главной тональности, также обогащается но­выми чертами. Не мелодия излагается в окта­ву, в высоком и звонком регистре; аккомпа­нирующие ей пассажи разливаются широкими волнами по всей клавиатуре фортепиано, а звучные басы придают ей сочность и устой­чивость.

Заключительная часть повторяется в ре­призе почти без изменений и непосредственно подводит к коде, начинающейся троекратным проведением начала главной темы. Далее к ней контрапунктически присоединяется новая тема заключительного характера. Тема посте­пенно опускается из высокого «скрипичного» регистра сначала в «виолончельный», затем в «валторновый хор» и, наконец, растворяется и общем движении, приводящем к бравурному завершению произведения.»

Автор:  Южак К. «Фортепианные сонаты А.К. Глазунова»


РЕКОМЕНДУЕМ:

Глазунов А.К. (mp3)

Глазунов А.К. — ноты pdf для фортепиано

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности