Глазунов А.К. Соната № 1 для фортепиано
«Первая соната си-бемоль минор, соч. 74. посвященная Надежде Николаевне Римской-Корсаковой, написана в конце 1900 — начале 1901 года.
Музыка сонаты привлекательна своей искренностью и сердечной теплотой, непосредственностью высказываний и переживаний. Как это вообще свойственно Глазунову, «благородная, плавно и спокойно парящая лирическая стихия… не сильна страстной… выразительностью и напряженностью, не импульсивна, но красиво-пластична, дышит здоровым, приветливым, радушным чувством восприятия миря и кротким, светлым отношением к нему* (Асафьев). Наиболее интересна и драматична первая часть сонатное аллегро; вторая часть анданте очень поэтична и контрастирует первой своим в целом созерцательным характером. Финал рондо по сравнению с предыдущими частями производит меньшее впечатление, однако и здесь немало выразительных страниц.
Первая часть (Allegro moderalo) открывается изложением главной партии, но не сразу ее темы, а сначала лишь ее фона. Глубокие басы и распевная фигурация рождают ощущение затаенной скорби. Мелодия главной темы словно вырастает из этой фигурации, вбирая п тем самым концентрируя, «усиливая самые выразительные ее интонации. Она складывается из небольших фраз, продолжающих одна другую со все нарастающим напряжением. и вскоре становится взволнованной и драматичной.
Связующая часть, основанная па мелодическом обороте главной темы, порывиста и полна смятения; ее мотивы набегают друг на друга учащенными волнами, быстро поднимаясь до кульминации. Последующий небольшой спад замедляет движение и подготавливает вступление побочной партии.
«Знойная» тональность (ре-бемоль мажор), мерное колыхание аккомпанемента создают чуткую и красочную «среду» для прекрасной н выразительной мелодии. Неторопливое движение, широкое дыхание, вокальность, непринужденность ритма рождают словно томительное предчувствие счастья. Мелодия появляется сначала в одноголосном изложении, в сочном «виолончельном» регистре; затем — в более светлом и прозрачном «скрипичном» в то время как ранее вступивший голос отвечает ей. В дальнейшем развитии побочная тема дробится, отрывки ее проходят в разных голосах и тональностях, перебивая друг друга, образуя имитации и переклички. Создается впечатление нежной, ласковой беседы. Однако музыка постепенно «накаляется», и на кульминации вступает реприза темы. Излагаемая в октаву, в высоком регистре, сопровождаемая активным и подвижным подголоском, мелодия звучит, как восторженная, экстатическая песнь. Сочетание триольного движения в аккомпанементе с двудольным ритмом мелодии и баса рождает образ пышного цветения, насыщенности, пот- ноты жизни; обилие диссонирующих сочетаний (благодаря применению различных приемов мелодической фигурации) привносит а ощущение счастья оттенок сладкой истомы. Особенности изложения и развития побочной темы невольно вызывают представление о любовной сцене встреча, взволнованный торопливый диалог, ликующий дуэт.
Заключительная часть экспозиции, использующая измененный материал главной темы, образует самостоятельный раздел. Быстрая, легкая, полетная, исполненная светлой радости, она служит естественным завершением экспозиции.
Установившееся здесь быстрое движение на основе преобразованных мотивов главной темы сохраняется на всем протяжении р а з р а б о тки. Ее начало сразу создает атмосферу взволнованности и смятения. Мелодическая линия упорно направляется вверх; ее поддерживают отрывистые аккорды на слабых долях такта. все это вызывает ощущение прерывистого дыхания. Далее в развитие включается материал побочной темы, тогда как мелодическая фигурация переходит в сопровождающие голоса, создавая внутреннюю, «подспудную» пульсацию. Побочная тема является здесь в виде отдельных и разобщенных фраз, повторяющихся попарно; благодаря изменению своих окончании они приобретают то вопрошающий, то, наоборот, требовательный характер. Эти «реплики» подытоживает длинная патетическая «тирада» побочной темы.
Следующий раздел разработки вызывает представление о напряженной внутренней борьбе. В основе этого раздела материал связующей части. Однако здесь ему не свойственна юношеская порывистость, как то было в экспозиции: низкий регистр, гулкие басы, то подталкивающий, то, наоборот, сковывающий подголосок придают этой теме новый характер, черты упорства, волевой настойчивости и устремленности; они становятся особенно ощутимыми на вершине волны, когда начинается медленный спад, заканчивающийся «срывом».
В последнем разделе разработки, как и в начале ее, паузы на сильных долях такта создают впечатление прерывистого дыхания; но поступательное движение басов вносит в кажущуюся хаотичность перебивающих одна другую фраз главной темы ощущение уверенности, ожидание развязки. Постепенно ее вступления становятся все более напряженными и частыми, и на кульминации вступает реприза.
Мелодия главной темы теперь проходит в левой руке; в звучании ее ощутимы не только сочность струнных, но и блеск медных инструментов. Новые завершения фраз придают ей характер победного торжества. Аккомпанирующая мелодии фигурация, наоборот, перешла в правую руку; в ее звонкой окраске слышны сверкание скрипок и поддерживающих их деревянных духовых
Как бы прерывая тему, вступает связующая часть, более просветленная, нежели в экспозиции, торопливо спешащая навстречу побочной теме.
По сравнению с экспозицией она мало изменена; однако по существу она здесь становится иной. Более «прозрачная» тональность (си-бемоль мажор), широкие, спокойные волны аккомпанемента, светлый и чистый высокий регистр мелодии — все это создает впечатление простоты и величавой сдержанности. Несколько аккордов как голоса хора нежно поддерживают мелодию, придавая лирической теме черты объективности, законченности, устойчивости. В дальнейшем развитии подголосок оказывается «внутри» излагаемой в октаву мелодии, что создает впечатление их полного слияния, объединения.
Заключительная часть повторяется в том же виде, что и в экспозиции, сохраняя характер радостного ликования.
Внезапный поворот в течение музыки вносит кода. Она начинается главной темой, которая сразу сменяется новым материалом патетическим монологом, развивающимся напряженно и драматично После этого неожиданного взрыва устанавливается мерное, спокойное движение на основе мотивов главной темы. Заканчивается кода тихими, просветленными звучаниями.
Вторая часть (Andante) проникнута светлым, задумчиво-созерцательным настроением. Она написана в сложной трехчастной форме; крайние ее разделы представляют тему с вариациями.
Тема простодушная и мягкая благодаря скромной, непритязательной мелодии; хоральная фактура вносит оттенок сдержанности и не которой скованности. Напевность мелодии подчеркивается время от времени мерным движением аккомпанемента. Включение арпеджированных аккордов, напоминающих звучание арфы. придает музыке нежность и прозрачность. Развиваясь, варьируясь, тема с разных сторон оплетается подголосками, как бы растворяясь в них, становится более подвижной. Вместе с тем расширяется и ее эмоциональный диапазон, словно раскрывается душа навстречу но-
ним впечатлениям, и оттого она лишается своего холодноватого спокойствия и «теплеет».
Средняя часть анданте (Appassionato) написана в одноименном миноре. Она контрастирует крайним разделам своей яркой взволнованностью, драматизмом развития. Звучный прерывистый аккомпанемент вносит оттенок концертности, придает мелодии сходство с арией Непринужденное сочетание песенных интонаций и ямбических, «пунктирных» ритмических оборотов сообщает мелодии черты искреннего лирического высказывания, патетического излияния чувств, откровенной исповеди души. Многое в музыке этого раздела в ее характере и развитии — напоминает коду первой части.
Реприза вносит в музыку постепенное успокоение. Арпеджированные аккорды и тонкая связь подголосков создают нежный колорит ноктюрна, и лишь появление в самом начале репризы мелодических попенок главной темы первой части (Allegro) напоминает о недавних волнениях. В конце части проходит новая мелодия заключительного характера, которая в своем развитии сплавляется с основной темой и приводит к умиротворенному завершению анданте.
Финал сонаты (Allegro scherzando) производит впечатление несколько поверхностной виртуозной музыки. Его главная тема основана на сочетании гаммообразного мелодического движения с легким, прозрачным гармоническим аккомпанементом. Красочные гармонические н тональные сопоставлении, различные виды пассажей, то «прямолинейных», то «извилистых», то свободных, то пробивающихся сквозь «теснины» аккордов, и общий светлый колорит музыки придают теме очарование быстрой смены приятных впечатлений. Невольно в представлении рождается образ бойкого ручейка, искрящегося и переливающегося на солнце, петляющего по равнине некрупными излучинами, набегающего па берега мелкими волнами.
Быстрое текучее движение, установившееся в главной теме (рефрене), сохраняется на всем протяжении финала, составляя фон для остальных его тем.
В первом эпизоде рондо (побочная партии, ре мажор) господствует характер лирического созерцания. Мелодия, излагаемая поначалу в среднем регистре, а после подхватываемая в верхнем, спокойна, широка и распевна и на фоне журчащего аккомпанемента кажется несколько медлительной. Постепенно она начинает дробиться, ее попевки повторяются активно и настойчиво, и развитие приводит к заключительной части, развернутой, как самостоятельная тема. Здесь быстрые пассажи сменяются напряженно тремолирующими аккордами; полна напряжения и мужественно-волевая мелодия басов, сочетающая синкопированное и пунктирное движение, неуклонно направляющаяся к тонике. Неожиданный тональный сдвиг приводит к возвращению рефрена.
Драматический минорный центральный эпизод рондо составляет яркий контраст ко всему остальному материал) финала. Здесь тоже сохраняется непрерывная ритмическая пульсация, однако она создает впечатление не текучести, а скорее мерного плеска, неподвижных бликов и отражений лунного света на водной глади. Мелодия несколько напоминает средний раздел скерцо из второй сонаты Шопена си-бемоль минор, где замкнутая лирическая тема складывается из «задыхающихся» фраз, разделенных продолжительными паузами, что вносит в нее оттенок усталости, внутренней надломленности. Так и у Глазунова: секвенционно повторяющаяся печально-вопросительная фраза несколько раз начинает свой трудный подъем, но все не может удержаться на вершине и «опадает». Оттого музыка приобретает оттенок безысходной тоски и страдания. Это впечатление усиливается, когда мелодия вдруг удваивается терцовым подголоском — в нем словно объединяются и голос отчаяния, и эхо. разносящее тяжкое признание.
Развиваясь, эта тема постепенно модулирует в направлении главной тональности. Небольшая связка вносит в музыку просветление и более умеренное движение — триоли меняются дуолями, сохраняющимися и на протяжении репризы главной темы. Однако это не единственное изменение в ней. Сопровождение мелодии обогащается последовательно поднимающимся подголоском, что придает музыке уверенность и спокойствие. При повторном проведении темы вступление этого подголоска образует фанфарообразные ходы, да и весь он приобретает звучание хора валторн или охотничьих рогов.
Побочная тема, проводимая в репризе в главной тональности, также обогащается новыми чертами. Не мелодия излагается в октаву, в высоком и звонком регистре; аккомпанирующие ей пассажи разливаются широкими волнами по всей клавиатуре фортепиано, а звучные басы придают ей сочность и устойчивость.
Заключительная часть повторяется в репризе почти без изменений и непосредственно подводит к коде, начинающейся троекратным проведением начала главной темы. Далее к ней контрапунктически присоединяется новая тема заключительного характера. Тема постепенно опускается из высокого «скрипичного» регистра сначала в «виолончельный», затем в «валторновый хор» и, наконец, растворяется и общем движении, приводящем к бравурному завершению произведения.»
Автор: Южак К. «Фортепианные сонаты А.К. Глазунова»