Шостакович Д. Д. Соната для виолончели и фортепиано (ре минор, соч. 40, 1934)
Первая часть Сонаты (Moderato) начинается свободным, в большой мере независимым друг от друга, напевным движением виолончели и фортепиано. Создается характер вдумчивого и сосредоточенного, серьезного и озабоченного размышления о самом важном и значительном в жизни. Оно протекает то спокойно, то взволнованно, в процессе живо меняющегося эмоционального напряжения.
После нескольких глубоко прочувствованных фраз на смену возвышенно философскому образу является лирическая тема. Мелодия замечательной красоты и беспредельной трогательности звучит сперва у фортепиано, ласкаемая подголосками виолончели, которая затем подхватывает ее и излагает в более развернутом виде:
Рождается образ благородного признания, чистого и вместе с тем страстного, чувственного и возвышенного, словно полное преклонение перед идеалом, героическое самоотречение ради него. Счастье и тревога сливаются воедино в этой музыке. И не случайно. Едва завершается трогательная мелодия, как в глухих басах вкрадчиво и угрожающе появляется марше- образная поступь суховатых и отрывистых звуков…
Так обеспокоенная мысль, любовное признание и скрытая угроза образуют три сюжетных элемента, лежащие в основе части. Дважды подряд проходят они, подчеркивая непримиримую конфликтность своего сочетания, образуя первый раздел (экспозицию) этой драматически насыщенной музыки. Следующий затем центральный раздел (разработка) развивается на основе угрожающего мотива, который зловеще постукивает почти непрерывно, принимая различные очертания. И потому при новом проведении лирической второй темы в ней усиливаются черты опасливой настороженности.
Так же сокращенно и сдержанно повторяется задумчивая мелодия первой темы, которая звучит на фоне механичных ударов марша. Жизнь требует бдительности, и чуткое сердце бережет свое счастье в беспокойной обстановке потаенных угроз.
Резким контрастом врывается вторая часть Сонаты (Moderato con moto). Музыка ее решительно уводит из мира внутренних переживаний, создавая яркую картину событий, окружающих героя. Возникает нечто вроде пестрого зрелища — образ толпы, оживленного движения, призывных выкриков, звучит музыка беспечной радости. В середине части исполненная женственной грации мелодия фортепиано словно парит в вышине. Фоном ей служит легкая, как ветерок, волшебная звучность аккомпанирующей виолончели, которая играет редким приемом — глиссандо флажолетов.
И чем нежнее эта музыка, тем сильнее подчеркивается неистовая радость возвращающегося в конце части ее основного раздела.
Поначалу глухо и затаенно вступает следующая, третья часть Сонаты (Largo). В тихом, но напряженном пении виолончели печаль одиночества и безответный призыв сменяются скорбным повествованием.
Постепенно оно становится все более увлеченным, страсть и решимость наполняют его, образуя кульминацию.
Но вновь спадает звучность и по-прежнему возобновляются тоскливые интонации призыва. Чувство тянется к свету, не в силах расстаться с мыслью о счастье. Как ни глубоко горе, надежда не покидает страдающего…
Всё понемногу затихает, когда, подобно тому как это* было при переходе от первой ко второй части, потоком веселья врывается финал (Allegretto):
Простенькая, народного характера песенка лежит в его основе. Изложенная с нарочито комическими неожиданными поворотами мелодии, она создает атмосферу веселой шутливости. Несколько раз мелодия эта перебивается другими, среди которых особенно впечатляют бурно-стремительные, полнозвучные и яркие, пугающие своим неожиданным натиском, напевы.
Но каждый раз «все обходится благополучно», и спокойно-радостный, непринужденный характер остается господствующим до конца сонаты, постепенно растворяя в себе все, что до того тревожило душу.
Автор: Должанский А.Н. «Камерно-инструментальные произведения Д. Шостаковича»