Шостакович Д. Д. Соната для виолончели и фортепиано

Шостакович Д. Д. Соната для виолончели и фортепиано (ре минор, соч. 40, 1934)

Первая часть Сонаты (Moderato) начинается сво­бодным, в большой мере независимым друг от друга, напевным движением виолончели и фортепиано. Соз­дается характер вдумчивого и сосредоточенного, серьез­ного и озабоченного размышления о самом важном и значительном в жизни. Оно протекает то спокойно, то взволнованно, в процессе живо меняющегося эмоцио­нального напряжения.

После нескольких глубоко прочувствованных фраз на смену возвышенно философскому образу является лирическая тема. Мелодия замечательной красоты и беспредельной трогательности звучит сперва у фор­тепиано, ласкаемая подголосками виолончели, которая затем подхватывает ее и излагает в более разверну­том виде:

viol-1

Рождается образ благородного признания, чистого и вместе с тем страстного, чувственного и возвышен­ного, словно полное преклонение перед идеалом, герои­ческое самоотречение ради него. Счастье и тревога сли­ваются воедино в этой музыке. И не случайно. Едва завершается трогательная мелодия, как в глу­хих басах вкрадчиво и угрожающе появляется марше- образная поступь суховатых и отрывистых звуков…

Так обеспокоенная мысль, любовное признание и скрытая угроза образуют три сюжетных элемента, лежащие в основе части. Дважды подряд проходят они, подчеркивая непримиримую конфликтность своего со­четания, образуя первый раздел (экспозицию) этой драматически насыщенной музыки. Следующий затем центральный раздел (разработка) развивается на основе угрожающего мотива, который зловеще постукивает почти непрерывно, принимая раз­личные очертания. И потому при новом проведении лирической второй темы в ней усиливаются черты опас­ливой настороженности.

Так же сокращенно и сдержанно повторяется задум­чивая мелодия первой темы, которая звучит на фоне механичных ударов марша. Жизнь требует бдительно­сти, и чуткое сердце бережет свое счастье в беспокойной обстановке потаенных угроз.

Резким контрастом врывается вторая часть Сонаты (Moderato con moto). Музыка ее решительно уводит из мира внутренних переживаний, создавая яркую кар­тину событий, окружающих героя. Возникает нечто вроде пестрого зрелища — образ толпы, оживленного движения, призывных выкриков, звучит музыка беспечной радости. В середине части исполненная женственной грации мелодия фортепиано словно парит в вышине. Фоном ей служит легкая, как ветерок, волшебная звуч­ность аккомпанирующей виолончели, которая играет редким приемом — глиссандо флажолетов.

И чем нежнее эта музыка, тем сильнее подчерки­вается неистовая радость возвращающегося в конце части ее основного раздела.

Поначалу глухо и затаенно вступает следующая, третья часть Сонаты (Largo). В тихом, но напряженном пении виолончели печаль одиночества и безответный призыв сменяются скорбным повествованием.

Постепенно оно становится все более увлеченным, страсть и решимость наполняют его, образуя кульми­нацию.

Но вновь спадает звучность и по-прежнему возобнов­ляются тоскливые интонации призыва. Чувство тянется к свету, не в силах расстаться с мыслью о счастье. Как ни глубоко горе, надежда не покидает страдающего…

Всё понемногу затихает, когда, подобно тому как это* было при переходе от первой ко второй части, потоком веселья врывается финал (Allegretto):

viol-2

Простенькая, народного характера песенка лежит в его основе. Изложенная с нарочито комическими не­ожиданными поворотами мелодии, она создает атмосферу веселой шутливости. Несколько раз мелодия эта перебивается другими, среди которых особенно впечат­ляют бурно-стремительные, полнозвучные и яркие, пу­гающие своим неожиданным натиском, напевы.

Но каждый раз «все обходится благополучно», и спокойно-радостный, непринужденный характер остается господствующим до конца сонаты, постепенно растворяя в себе все, что до того тревожило душу.

Автор: Должанский А.Н. «Камерно-инструментальные произведения Д. Шостаковича»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности