Глебов И. «Сергей Прокофьев»

Глебов И. «Сергей Прокофьев»

Глебов И. Сергей Прокофьев (Очерк)

 

 Музыкальное творчество Сергея Прокофьева — выдающееся явление в современной европейской музыкальной жизни, интерес к которому растет повсюду. За последнее время и у нас каждое очередное возобновление или появление и программах симфонических концертов нового произведения Прокофьева привлекает общее внимание и вызывает к себе симпатии больше; чем это делают современные сочинения других авторов.

Некоторые фортепианные пьесы и переложения Прокофьева давно уже стали любимыми и популярными: их ритмы и интонации вошли в толщу жизни, влились в „домашнюю музыку», стали необходимыми спутниками всех, кто не может не внимать языку звуков. Это очень показательно. Очевидно, в звучаниях музыки Прокофьева высвобождается жизненная энергия и властвует эмоциональная стихия, действующая с такой силой убеждения, что обходиться без нее люди не хотят, ощущая в ней присутствие здоровых и бодрящих импульсов. Интерес к сочинениям Прокофьева влечет за собой и интерес к его жизни. Но как-раз жизнь современника с трудом поддается анализу и обобщениям. Единственное, от чего здесь можно исходить — это от собирания сведений и от описаний. Чем их больше соберется, тем лучше.

В начале только что минувшего года, в издательстве „Academia», в брошюре: „Сергей Прокофьев и его опера: Любовь к трем апельсинам» были помещены краткие автобиографические данные самого композитора, как часть маленького сборника статей. Теперь, в виду предстоящего приезда Прокофьева, я счел необходимым составить самостоятельный биографический очерк о нем, несколько расширив данные автобиографии (но само собой разумеется, сделав ее базой очерка) и дополнив ее как новыми сведениями, полученными от композитора и из других источников, так и личными воспоминаниями.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 2’Я апреля 1891 года. Месторождения — имение Сонцовка Екатеринославской губернии, где отец, агроном по образованию в течение более чем 30 лет управлял имением Сонцовых: большими степными пространствами, в которых владельцы никогда не жили. В этом имении протекло детство композитора. Благодаря счастливо сложившимся условиям воспитания (мать Прокофьева недурно играла на фортепиано, особенно Бетховена и Шопена), у него с детства проявилась любовь к хорошей серьезной музыке и росло отвращение к легкой. Стремление к самостоятельному „изобретению музыки» сказалось рано: в возрасте 51/2 лет Прокофьев сочинил „Индийский галоп» (1896 год, конец лета). Эта пьеса со столь странным названием была его первым произведением. Название Прокофьев объясняет тем, что он много слышал тогда разговоров старших об Индии, о которой часто писали в газетах, по случаю господствовавшего там голода. Любопытной подробностью „Индийского галопа» являлась его тональность: фа-мажор без си-бемоля. Прокофьев сам замечает, что это произошло, вероятно, не из любви к ладам, а просто от отсутствия решимости дотронуться до черной клавиши. По совету матери, си было все-таки переправлено в си-бемоль.
С шести лет мальчик уже сам записывал свою музыку, сочиняя коротенькие пьесы для фортепиано в две и в четыре руки. В них уже видна своеобразная фантазия, проявляется инстинкт гармонии и дает о себе знать стремление к ритмическому многообразию.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.