Ноты для фортепиано композитора
Ивана Ласковского
Ласковский И. МАЗУРКА_ ля мажор
Ласковский И. МАЗУРКА_ си бемоль мажорЛасковский И. Вальс фа-минор
И. Ф. ЛАСКОВСКИЙ (1799—1855)
Иван Федорович Ласковский родился в Петербурге. Общее образование получил в одном из частных пансионов. Сведения о первых музыкальных наставниках Ласковского довольно расплывчаты. Н. А. Титов считал Ласковского учеником Фильда, Ц. Кюи в статье «И. Ф. Ласковский» («СПБ. ведомости» 1874, № 326) пишет: «…неизвестно, у кого он учился первоначальной фортепианной технике. Сам он упоминал, что у него были один за другим три учителя, из которых последним был довольно известный в свое время в Петербурге теоретик Габерцеттель» (автор «Таблиц всех аккордов для облегчения учащимся гармонии и сочинения», 1840).
Ласковский не был музыкантом-профессионалом; его занятия музыкой шли параллельно с военной службой — сначала в Преображенском полку, а потом — в Военном министерстве. Свои ранние фортепианные сочинения, пьесы танцевального характера, Ласковский помещал в выходившем 20-x годах журнале «Северная Арфа». Этот журнал, вокруг которого группировались видные петербургские музыканты (Д. Салтыков, И. Миллер и др.), заметно выделялся серьезностью своего направления и художественным качеством печатаемых в нем произведений. Фортепианные миниатюры Ласковского быстро распространялись и становились популярными в кругах любителей музыки, о чем можно судить по содержанию рукописных тетрадей и альбомов того времени.
В начале 30-х годов Ласковский близко сошелся с скрипачом и музыкальным деятелем А. Львовым; через него он, «познакомившись с Виельгорским, попадает в центр тогдашнего лучшего, самого образованного общества» 1. Весьма возможно, что как раз в эти годы установились творческие и дружеские связи Ласковского с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским и В. Ф. Одоевским. Творческое содружество с Глинкой нашло отражение в совместном участии в подготовке издания музыкального журнала в 30-х годах. Известно также, что Глинка включил в издававшийся им в 1839 году «Сборник музыкальных пьес» ряд фортепианных сочинений Ласковского.[ 1«Спб. ведомости» 1874, № 326.]
Высоко ценил Ласковского А. С. Даргомыжский, считавший его одним из «лучших и истинных артистов». Ласковский был превосходным пианистом. По отзывам современников, игра его отличалась мягким и задушевным характером. Свою исполнительскую деятельность Ласковский ограничивал выступлениями главным образом в домашних концертах петербургских любителей музыки.
При жизни Ласковского его фортепианные сочинения издавались сравнительно редко. Некоторые из них были напечатаны в издававшемся Ласковским совместно с Норовым «Лирическом альбоме на 1832 г.», в «Музыкальном альбоме на 1831 г.» И. Романуса, в «Музыкальном альбоме на 1834 г.» К. Майера и др., а также выходили отдельными изданиями.
В большей своей части фортепианное творчество композитора оставалось неизвестным широкой публике. Лишь после его смерти, по инициативе и под редакцией М. А. Балакирева, были изданы два тома фортепианных сочинений Ласковского, куда были включены вальсы, баллады, этюды, вариации, мазурки и др. Однако целый ряд фортепианных сочинений Ласковского де вошел в это издание. Среди них фортепианная соната, сочиненная композитором в начале 40-х годов, о которой содержится упоминание в периодической печати этих лет.
Помещенные в сборнике фортепианные пьесы Ласковского публикуются по следующим изданиям:
1. iMazourka composee par м-r de Las-kowsky.
«La Harpe du Nord…» Cahier № 2, St. Petersbourg, 1823.
2. Mazourka composee par м-г de Las-kowsky.
«La Harpe du Nord…» Cahier № 11, St. Petersbourg, 1825.
3. Valse composee par m-r de Laskow-sky.
«La Harpe du Nord…» Cahier № 10, St. Petersbourg, 1825.
(Нотный отдел Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) .
[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]