Геништа И. [ноты для фортепиано]

Ноты для фортепиано композитора
Иосифа Геништы

Геништа И. СОНАТА фа минор, соч. 9
Геништа И. СОНАТА, соч. 12

И. И. ГЕНИШТА  (1795-185З)

Иосиф Иосифович Геништа родился в Москве 13 ноября 1795 года, в семье музыканта, Музыкальное образование И. Геништа получил под руководством И. Гесслера; по свидетельству Антона Кентского, фортепианной игре обучался у Фильда 1.

[1 Во многих биографиях Геништы утверждается, что он получил общее образование в Благородном пансионе Московского университета, где впоследствии преподавал музыку. Эти сведения неправильны и основаны на недоразумении. Здесь И. Геништа спутан с своим братом Карлом Иосифовичем Геништою — скрипачом и пианистом, который с 1824 года преподавал в Благородном пансионе].

Одно из первых концертных выступлений Геништы состоялось в 1812 году. В дальнейшем, в течение длительного периода, с начала 20-х годов и до 1853 года, Геништа концертировал в Москве, являясь также участником различных музыкальных вечеров, устраиваемых московскими любителями музыки. Особенно важное значение имела исполнительская деятельность Геништы в конце 20-х и в начале 30-х годов.
Геништа был близок со многими московскими поэтами и писателями и особенно с Д. В. Веневитиновым. В доме Веневитинова, по некоторым данным, он присутствовал в 1826 году на чтении А. С. Пушкиным «Бориса Годунова». В 1834 году Геништа участвовал вместе с Н. А. Мельгуновым в организации «Московского Музыкального Собрания», где для членов этого музыкального общества читал лекции по гармонии.
Широко образованный музыкант, Геништа выступал в концертах также в качестве дирижера и органиста и пользовался в Москве известностью как отличный педагог. Среди его учениц  — талантливая московская пианистка Мария Николаевна Щербатова.
Скончался И. И. Геништа от холеры 25 июля 1853 года в Москве.

***
Творческое наследие Геништы состоит из двух опер, увертюр, квартетов, романсов, пьес для фортепиано и виолончели и других сочинений.
Недавно найденные произведения Геништы значительно расширяют представление о его фортепианном творчестве. Из его сочинений известны следующие: Вариации соль минор, соч. 1 (около 1820); Эксерсисы, соч. 2 №№ 1, 2, 3 (1821); Соло для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса, соч. 3 (1823);

Вариации на песню «Не одпа-то в поле дороженька», аранжированные для (фортепиано А. Г., соч. О. Геништы (1833); Deux pieces detachees, соч. 8 (около 1838); Соната, соч. 9 (1838); Большая соната, соч. 12 (около 1847); Фантазия, соч. 14 (1847).
Кроме этого, им были опубликованы в различных журналах и альманахах мелкие пьесы: марш (1821), экоссез (1828), мазурка и другие.

Включенная в сборник соната Геништы публикуется по следующему изданию: «Grande Sonate pour Ie Piano-Forte composee et dediee a Mademoiselle Marie de Soniarinc par Joseph Geniclita op. 12. Hamburg et Leipzig. St. Petersburg a L’Odeon, Moscou chez Lonhold». Хранится в отделе редкостен библиотеки Московской государственной консерватории.
[Аннотация из сборника «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х годов XIX века», М: Гос.муз.изд-во, 1956 г.]

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.