«Концертмейстерские «хитрости»»
Уважаемые коллеги и гости сайта!
С удовольствием и с разрешения автора публикую замечательный труд опытного музыканта, пианиста — концертмейстера — Юлии Анатольевны Лев.
Вступление
Искусство аккомпанемента совершенствуется годами, длительным профессиональным опытом вырабатывается свой стиль, ощущение баланса. Но фундаментом являются навыки, полученные от педагога. Концертмейстерские «хитрости» передаются из поколения в поколение. Мне посчастливилось учиться в Ленинградской консерватории у замечательного педагога — профессора Софьи Борисовны Вакман. Её стиль аккомпанемента был «узнаваем»: глубокая, с опорой на бас, отточенная, выверенная, яркая, выразительная, почти «сольная» партия фортепиано, вместе с тем предельно чуткая к голосу, подчиненная вокальной линии.
Все советы и замечания Софьи Борисовны чрезвычайно четкие, лаконичные, несомненно, часто повторяющиеся в различных произведениях, учили искусству «быть вторым» на сцене и одновременно «первым» по чувству ответственности за всё, начиная от составления программы, заканчивая самостоятельным переворотом нот. Всё всегда должно быть продуманно!
Теперь, обогатившись собственным многолетним опытом, хотела бы передать знания и навыки молодым начинающим пианистам. Конечно, читать этот материал подряд, как книгу, можно только при отсутствии снотворного. Думаю, самая правильная «инструкция» к использованию: пробежать глазами, понять содержание и отметить для себя список романсов. Их 67! И вот когда доведется учить один из них, обратитесь к комментариям, уверена, найдете что-то полезное. Буду счастлива, если они помогут молодым, увлечённым профессией аккомпаниаторам.
Юлия Лев
Исполнение романсов — творческий процесс для обоих партнёров. Аккомпанемент в камерной музыке — это, прежде всего, вершина чуткости, гибкости, внимания к намерениям солиста, абсолютное слияние эмоционального состояния. Фактура фортепианной партии настраивает на определённое настроение, создаёт атмосферу, окраска гармонии поддерживает тончайшие нюансы, точно рассчитанное движение и развитие фразы помогают яркой и свободной кульминации. И, безусловно, за правильный баланс звучания полностью несёт ответственность аккомпаниатор. Несомненно, и солист обязан слышать фортепианную партию, не только как источник, дающий тональность и темп. Необходимо знать проигрыши, чувствовать смену гармонии, опираться на звучание баса, ощущать пульсацию, ясно понимать моменты, когда фортепианная партия «досказывает» эмоции, заключённые в мелодической линии.
Поскольку от аккомпанемента требуется максимальная гибкость и чуткость, пианист должен идеально владеть фортепианной партией. Выходя на сцену с разными певцами, аккомпаниатор сталкивается и с различными темпами, и с разными тональностями, обязан следовать за темповой свободой солиста. Надо быть готовым ко всему! Для обеспечения такой стабильности, аккомпаниатору следует внимательно продумывать аппликатуру (часто это важно для исполнения в разных тональностях) и порой прибегать к маленьким «хитростям», таким, как перенос и перераспределение фактуры между двумя руками. Именно эти советы встречаются во многих романсах. Несомненно, они часто повторяются, но ведь комментарии относятся к каждому отдельному романсу, их имеет смысл читать, играя конкретное произведение.
В романсах Римского-Корсакова, Чайковского и особенно Рахманинова фортепианная партия постепенно становится равноправным партнёром. Аккомпанемент уже не просто гармоническое и ритмическое сопровождение, а вполне самостоятельная партия с яркой, развёрнутой, эмоционально насыщенной фактурой. Часто романс предваряется длинным вступлением, заканчивается отыгрышем, на который приходится кульминация. Всё это делает фортепианную партию интересной, наполненной техническими трудностями, позволяет пианисту показать разнообразную звуковую палитру, своё отношение, эмоциональность, свободу.
Аккомпанемент в романсах этих композиторов имеет свои характерные отличительные черты, связанные прежде всего с эпохой. Римский-Корсаков и Чайковский современники, но романсы первого в основном связаны с природой, часто с морем. Поэтому в них господствует созерцательность, порой фортепианная фактура передаёт шелест ветра, шёпот листьев в лесу, звуки бурного моря, рокот волн.
В романсах Чайковского больше раскрываются эмоции человека: любовь, разлука, надежда, напрасные ожидания, радость встречи, ностальгические воспоминания. Композитор часто предваряет романс развёрнутым вступлением или ярким заключением, которое дополняет, раскрывает чувства героя.
В романсах Рахманинова, великого пианиста, фортепианная партия часто звучит, как самостоятельная пьеса. В ней сложная полифония, множество подголосков, насыщенная аккордовая фактура, подлинный драматизм, лиричность и искренность.
Однако, каким бы ни был начальный проигрыш — он всегда остаётся вступлением к чему-то основному; каким бы кульминационным ни был отыгрыш — он всегда лишь досказывает то, о чём пелось в произведении. Какой бы насыщенной ни была фортепианная фактура, нельзя забывать, что вы аккомпаниатор!
Скачать книгу бесплатно можно по ссылке:
Об авторе: Юлия Лев Окончила ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Педагоги: Н. П. Кушнер, С. Б. Вакман, Н. А. Арзуманова. В 1991 г. стала лауреатом (2 премия) Международного конкурса пианистов-аккомпаниаторов (Рио-де-Жанейро, Бразилия). 1995г. диплом лучшего концертмейстера вокального конкурса имени Н. А. Римского-Корсакова. 1987-1997- концертмейстер музыкального театра «Зазеркалье» 1997-2001 - концертмейстер концертной организации «Петербург-концерт» 1996 - работала концертмейстером в репетиционном процессе концертного исполнения оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет» под управлением М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской. В качестве аккомпаниатора с разными солистами гастролировала в Швейцарии, Франции, Польше, Англии, Эстонии. С 2001 г. живёт и работает в Японии. В 2005 г. аккомпанировала постановке оперы Чайковского «Иоланта» с солистами Большого театра (Токио, Гунма). В 2007 г. аккомпанировала Елене Образцовой и молодым лауреатам конкурса им. Образцовой на концерте, организованном Культурной корпорацией Мусасино. Аккомпанировала солистам-гастролёрам: Е. Околышева, А. Бреус, О. Петрова, М. Литке, Е. Сюрина, Чарльз Кастроново, Ю. Лежнева, О. Пудова. 2010-2023 - организатор и пианист фортепианного трио «Анфалия». 2014-2023 - автор и организатор проекта «Русско-японский музыкальный мост» (поиск взаимосвязей культур двух стран). Ежегодный концерт проходил в г. Такасаки преф. Гунма. В программах проекта многие произведения прозвучали в Японии впервые. https://www.facebook.com/nichirokakehashi. В 2016 г. с Леонидом Гульчиным (виолончель) записала оригинальный диск «Новогодняя карусель». С мая 2019 г. по настоящее время является одним из основателей и постоянным участником арт-салона «Звуковой калейдоскоп» (Токио). В феврале 2021 г. стала героем программы «Where We Call Home» на каналах NHK World и NHK BS1. В июле 2021г. выпустила первую в Японии книгу по искусству аккомпанемента. «Основы искусства аккомпанемента» (перевод на японский Акико Ога) (Издательский центр Urban Pro). 2022г. с меццо-сопрано Валентиной Панченко записала двойной компакт-диск «10 циклов русских композиторов XIX-XXI веков на стихи японских поэтов» (10 сюит). Сделала репетиционную редакцию фортепианной партии «Оды радости» из Девятой симфонии Л. Бетховена. Ноты размещены в нотном архиве Б. Тараканова. Личный сайт: https://yu03lev21.wixsite.com/yulialev

