Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения
Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения (1999)
Содержание
Введение
1. Организация кисти
2. Воспитание цепкости пальцев
3. Организация движения первого пальца
4. Организация движения запястья
5. Интонированное легато
6. Игра весом руки
7 Навык пальцевой игры
8. Исполнение гамм
9. Арпеджио
10. Изучение аккордов
11. Репетиции
12. Альбертиевы басы
Исправление недостатков в пианистическом аппарате
Введение.
Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличие от струнников, не располагает детским инструментом; скрипкой, виолончелью соответствующих размеров. Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который, кстати, требует довольно большого размера н специфической формы руки. Необходимым условием для успешного развития фортепианной техники являются физические размеры руки, позволяющие взять октаву (а желательно и большие интервалы), растяжка между пальцами, достаточная для игры октавы с гармоническим заполнением, т.е. четырех-пяти звуков одновременно и др. Естественно, что указанные обстоятельства затрудняют процесс обучения фортепианной технике младших школьников и являются причиной того, что многие педагоги начинают уделять внимание развитию техники лишь в старших или средних классах детской музыкальной школы.
В первые годы обучения начинающие пианисты, как правило, изучают большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Однако в программах младших школьников пьесы технического плана и этюды зачастую бывают представлены недостаточно, либо они исполняются в очень умеренном или медленном темпе, не выполняя своих обучающих функций, не развивая технику.
Преимущественное внимание в работе с младшими школьниками уделяется обычно развитию музыкальной грамотности, культуре слышания, качеству туше, эмоциональному опосредованию исполняемой музыки, расширению знания музыки через большое количество изучаемых пьес. Ни в коем случае не отрицая необходимости указанных аспектов обучения, следует, однако, обратить внимание на серьезные пробелы в техническом развитии учеников, ставшие широко распространенным явлением в начальном обучении. Это обусловлено недостаточным вниманием к развитию пианистической культуры в комплексе с указанными ранее компонентами музыкального воспитания.
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!