Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Учебное пособие (1984)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие посвящено вопросам преподавания фортепианной игры. Необходимость в пособии такого рода назрела давно. Издания аналогичного профиля стали сегодня чуть ли не библиографической редкостью. Можно вспомнить, правда, пособия по методике обучения игре на фортепиано, создателями которых были такие видные специалисты, как А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, А. П. Щапов. Но, во-первых, со времени их опубликования прошло уже немало лет (учебное пособие Л. А. Баренбойма «Фортепианная педагогика» часть 1-я, издавалось еще в 30-е годы, работа А. П. Щапова с таким же названием увидела свет в 1960 году, популярная «Методика обучения игре на фортепиано» А. Д. Алексеева вышла последний раз в 1971 году), а во-вторых,— и это основное — указанные издания были рассчитаны на учащихся специальных (исполнительских) классов музыкальных училищ и консерваторий, иначе говоря, были сориентированы на подготовку профессиональных исполнителей (концертантов). Настоящее же пособие обращено к более широкому и во многом иному контингенту учащихся-музыкантов, оно соответственно имеет и другой дидактический ракурс, другие, более универсальные, цели и задачи. В этом его принципиальное отличие от предыдущих.

В основу данного пособия положена концепция развивающего обучения. Интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся в ходе обучения их игре на фортепиано — развитие, трактуемое как специальная, четко определенная цель,— в этом специфика преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в педагогических учебных заведениях. В комплексе специальных способностей учащегося-музыканта выделяются первоочередные по своей важности и значению: музыкальный слух, ритмическое чувство, память, двигательно-моторные («технические») способности, наконец то, что имеет отношение к музыкально-интеллектуальным операциям, или, как иногда говорят, музыкальному мышлению. В соответствии с этой структурой способностей систематизирован и материал в настоящем пособии.

Может возникнуть вопрос: как же преломляется идея развивающего обучения применительно к теории и практике преподавания фортепианной игры? Автор исходит из того, что приемам и способам обучения в системе массового музыкального воспитания и образования следует быть прежде всего универсальными по характеру, синтетическими по структуре. Действительно, с одной стороны, эти приемы и способы должны быть непосредственно связанными с исполнительским («техническим») овладением учеником заданными ему произведениями, изучаемым репертуаром; специфика фортепианно-исполнительского класса тут в принципе не меняется. С другой стороны, необходимо, чтобы те же приемы и способы учебной деятельности в максимальной мере содействовали бы о бще музыкальному развитию обучающихся — и это понятно, коль скоро речь идет об учебных заведениях, не являющихся ни консерваториями, ни специальными музыкальными училищами с присущим им строгим профессиональным отбором абитуриентов. Отсюда приоритет широких по диапазону воздействия на учащегося, многосторонних по своей сути приемов и способов внутриклассной работы преподавателя. Именно о таких приемах и способах пойдет речь на страницах настоящего пособия.

Следует еще раз подчёркнута что подход к проблемам фортепианной педагогики с позиций развивающего обучения, преимущественное внимание к задаче формирования и развития всего комплекса способностей учащихся, что вытекает из требований подготовки музыкантов широкого профиля,— все это как раз и отличает данное пособие от большинства предыдущих, где вопросы обучения трактовались в основном с точки зрения концертно-исполнительской деятельности.

Еще одна особенность пособия: вопросы практической педагогики увязаны тут в тесной и органичной связи с вопросами теории и истории. Автор видел свою задачу в том, чтобы дать читателю знания не только необходимые, по возможности глубокие и емкие, но и разносторонние, касающиеся различных аспектов дела. (Тем более что в рамках сугубо исполнительской деятельности, осуществляемой в стенах фортепианных классов, в этом нередко ощущается прямая необходимость.-) Нельзя к тому же не учитывать, что ответы на вопросы методического характера — как? каким образом? — всегда выглядят убедительнее, когда одновременно поясняется «что» и «почему».

Существенное место уделено в пособии обобщению наиболее ценного из имеющегося в советском и зарубежном музыкально-педагогическом опыте. Этот момент важен всегда, в любой работе на педагогическую тему; там же, где разговор идет о проблемах искусства, художественно-творческой деятельности, важен в особенности. В пособии приведены многочисленные ссылки на преподавательскую практику и воззрения выдающихся русских и советских музыкантов: братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, В. И. Сафонова, Ф. М. Блуменфельда, К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, Л. Н. Оборина, Я. В. Флиера и других. Из зарубежных авторитетов упоминаются Г. Бюлов, И. Гофман. Ф. Бузони, А. Корто, М. Лонг, В. Гизекинг, А. Шнабель, К- Мартин-сен, Л. Маккиннон и ряд других.

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.