Полякова Л. «Времена года» Чайковского
Полякова Л. «Времена года» Чайковского (1960)
Библиотека слушателя концерта
Фортепьянные пьесы, составившие цикл «Времена года», были написаны Чайковским в течение 1876 года и выпускались в виде музыкального приложения к ежемесячному петербургскому журналу «Нувеллист». Получив заказ на сочинение этих пьес, Чайковский с большим удовольствием приступил к работе, о чем свидетельствует его сохранившееся письмо, к издателю журнала Н. М. Бернарду:
Москва, 24 ноября
Добрейший Николай Матвеевич! Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени первую пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро; я очень расположен заняться теперь фортепьянными пьесками.
Ваш П. Чайковский Все Ваши заглавия я сохраняю’.
К этому времени Чайковский прожил в Москве уже десять лет, занятый кипучей и разнообразной музыкально-общественной деятельностью; он состоял профессором Московской консерватории и музыкальным критиком «Русских ведомостей». Композитор вступает в пору полного расцвета своего творческого гения.
«Времена года» были созданы Чайковским, когда он уже был автором трех симфоний, трех симфонических поэм (среди них—такие шедевры, как «Ромео и Джульетта» и «Буря»), первого фортепьянного концерта, двух струнных квартетов, четырех опер (в том числе «Кузнец Вакула»), Одновременно с «Временами года», композитор работал над такими капитальными своими произведениями, как балет «Лебединое озеро», третий квартет, посвященный памяти скрипача Ф. Лауба, симфоническая поэма «Франческа да Римини». К последним месяцам 1876 года относятся первые замыслы гениальной четвертой симфонии, за которой следовало одно из величайших созданий композитора — опера «Евгений Онегин».
Значительное место в творчестве Чайковского принадлежит произведениям для фортепьяно. Им создано 16 сборников пьес и две сонаты для фортепьяно; кроме того, этот инструмент используется им в концертах и в камерных ансамблях (трио «Памяти великого художника», аккомпанемент к романсам). Среди фортепьянных пьес Чайковского преобладают миниатюры. Их содержание чаще всего — лирика, описание природы, сельские сцены, быт народа, танцы. По -видимому, в жизни Чайковского эти миниатюры играли роль, аналогичную роли лирических стихотворений в жизни поэта. Поглощенный обычно замыслами крупных сочинений (симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы), он в своих письмах больше говорит о них, а не о мелких лирических пьесах. Но
в фортепьянных миниатюрах, как и в романсах, нередко отражаются мысли и настроения, которые составляют главное содержание крупных произведений того же периода. Это происходило само собой, в силу единства и органичности творческого стиля Чайковского. Поэтому и в небольших лирических пьесах цикла «Времена года» композитор высказывает волнующие его мысли о судьбе человеческой, о жизни народа и личных переживаниях, — мысли, которые нашли свое гениальное воплощение год спустя, в четвертой симфонии и опере «Евгений Онегин».
Но если в симфониях, операх, квартетах Чайковский с потрясающей силой воплотил образы большого философского значения, то так же понятен и близок ему был мир простых, искренних переживаний обычных, скромных людей.
Во всех произведениях великого композитора ощущается его горячая любовь к родной земле, родной природе и людям. «…Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она на меня теперь, а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России,—писал Чайковский Н. Ф. фон Мекк из Флоренции. — Знаете, дорогой мой друг, что я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи» ‘.
Подобно многим рассказам Чехова, фортепьянные миниатюры Чайковского передают небольшие эпизоды из жизни, различные настроения, впечатления, а вместе с тем навевают серьезные думы о больших вопросах человеческой жизни.