Должанский А. «Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича»
Должанский А. «Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича»
Страстное отношение, горячий интерес к наиболее значительным явлениям современной действительности постоянно отличают творчество великого советского музыканта. Многие произведения его навеяны крупнейшими политическими событиями эпохи. При этом Шостакович стремится к наиболее полному охвату жизни. Раскрытый в его музыке мир исключительно широк и многообразен.
Композитор не боится самых резких контрастов и сопоставлений и в остром соединении противоположностей находит источник для создания образов мужества и воли. Шостакович смело допускает сочетание трагического и комического, возвышенного и обыденного, утонченного и грубого, спокойного и увлеченного, личного и объективного.
В этом реалистичность его музыки, ее мудрость.
Правдивое и поразительно яркое воплощение важнейших событий современной жизни человечества с позиций высоких идеалов советского гуманизма — таково основное содержание музыки Шостаковича.
Возникшие на протяжении примерно три шаги последних лет камерные сочинения Шостаковича (начиная от виолончельной сонаты, соч. 40, 1934), как и его симфонии того же времени, посвящены преимущественно одной объединяющей их широкой теме — теме мира и войны. В ее решении замечательный мастер социалистического реализма выступает страстным поборником мира и справедливости, смелым борцом за лучшие идеалы человечества.
В отличие от симфонических, камерные произведения воплощают эту тему чаще всего в лирическом плане, развивая ее в сюжетах, построенных на судьбах простых людей. Основной герой их скромен и непритязателен, но его чувства благородны и возвышенны. В его душе горит искра всеобъемлющей человечности. Его счастье прекрасно, его страдания трогательны, его борьба мужественна. Душевная стойкость делает его носителем мира и созидания и обличителем войны и разрушения. В его судьбе, как в капле воды — океан, отражается трагедия целых народов в эпоху решительного столкновения сил прогресса и реакции. Читать далее