Яков Зак. Стенограммы уроков: ТРИ ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ БАХА
Бах. Прелюдия и фуга fis-moll «Хорошо темперированный клавир», I том
Советую вам и всем молодым пианистам изучать прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Баха по редакции Муджеллини. Муджеллини романтизирует Баха, тем не менее его редакция очень полезна в плане тематического разбора. Уртекстом, выбранным вами, могут руководствоваться зрелые музыканты, для которых тщательный анализ и сравнение редакций — пройденный этап, которые решают проблемы звука, темпа, динамики, штрихов самостоятельно.
Я предпочитаю редакцию Муджеллини редакции Черни, допускающему нарушения мелодического и гармонического свойства, и редакции Бартока, ничем не мотивирующего странное, на мой взгляд, распределение прелюдий и фуг по трудности.
Редакция Бузони двух томов «Хорошо темперированного клавира» и инвенций Баха, а также разбор фуги из Сонаты ор. 106 Бетховена — труд в высшей степени достойный и любопытный. Однако его подход кажется мне слишком индивидуальным. В частности, Бузони преувеличивает роль поп legato и кое-где убирает трели. В фуге си мажор I тома, например, можно избежать трели, в фуге фа-диез минор отказ от трели наносит теме ущерб.
Прежде всего, обратите внимание на то, что темп прелюдии — Allegro, а не Presto. Вы играете слишком быстро, причем пульс разный, то тяжелый, то рыхлый, и унисоны вызывают сомнение. Вы пытаетесь исправить ритм и достигаете ровности ценой акцентирования сильных долей. Такой ритм далек от идеала; недостаточно играть ритмически точно, надо играть стройно. Стройность — превосходная степень точности. Вы же играете дисциплинированно, по-военному.
Во-вторых, штрихи legato и staccato не отработаны. Вы должны выявить принципиальное различие легатных и стаккатных интонаций и противопоставить их. Шестнадцатые объединены долгими лигами.
Каждая восьмая исполняется легкой рукой, но движением в клавиши. Представьте себе размер 8/8, а не 4/4:
Известно, что Г. Г. Нейгауз получил в подарок от своего учителя Годовского письмо Иосифа Гофмана. В этом письме пианист Иосиф Гофман адресовал Годовскому следующие слова: «Жму твои обе правые руки». Добейтесь независимости рук и контрастности штрихов. Поиграйте прелюдию многократно левой и правой рукой отдельно.
Фуга. Эта фуга не из числа самых проблемных фуг Баха. Великих интонаций и стонов в ней нет, но она полна живого чувства, поэтому звучание должно быть интенсивным и выразительным. Трели не быстрые, на diminuendo. Последняя нота трели — это ее разрешение. Угасающее, без толчка или опоры, завершение трели как бы освобождает пространство для следующей темы:
Дуоли противосложения надо играть с полным сочувствием кисти, чтобы избежать твердых звуков. Вы можете помочь себе педалью, однако секундное следование не предполагает большой педали.
Берегите секунды в полифонии Баха:
Звуки двух верхних голосов до-диез — ре и во втором случае ля — си образуют секунды. Сыграйте ре и позже си чуть мягче, тогда возникнет звучание секунды; если же вы возьмете ре и си громко, то сыгранные раньше звуки среднего голоса до-диез и ля погаснут, и секунда не прозвучит. Вспомните обжигающие интонации секунд Рахманинова, и пусть вас не смущают такие сопоставления.
Бах. Прелюдия и фуга dis-moll «Хорошо темперированный клавир», II том
Договоримся сразу: счет не 4/4, а 16/1б. У вас эта прелюдия звучит еще моторно. Не надо печатать квартоли, играйте мелодию. Здесь шестнадцатые объединены долгой лигой. Не толкайте первую ноту лиги. Вы играете аппликатурой, которая хороша для Листа, но не для Баха. Советую вам взять первый палец на си-диез. Основной мотив прелюдии надо уметь рисовать, он устремлен кверху, и этот верхний поворот мелодии сыграйте чуть-чуть ярче. Кверху — ярче: это вечная истина; и не удивляйтесь тому, что я повторяю ее почти на каждом уроке, а будьте мне благодарны за то, что я имею терпение ее повторять:
Восьмые ноты вы играете очень хорошо, прекрасным штрихом. Морденты должны быть выражением волевого каприза, звук более чем- бальным. Во втором мотиве тридцатьвторых я хотел бы услышать не бойкую речь, а тщательно проинтонированную мелодию:
Интонация в музыке и в исполнительском искусстве имеет не меньшее, если не большее значение, чем динамика. Пианист может играть на рояле очень хорошо, но в интонационном смысле — никак. Интонация — это витамин исполнения. Витамин — производное от слова vita, то есть дающий жизнь, оживляющий, одухотворяющий, сообщающий исполнению индивидуальность.
Фуга, Andante con sentimento doloroso — одна из самых лучших скорбных фуг Баха:
Каждая тема имеет свой мелодический профиль, нос или подбородок. В этой теме есть две квартовые интонации, выразительность которых создает ее рельеф, рисунок. Играйте квартовые ходы с выражением, без акцента на вторую ноту. Шестнадцатые в противосложении — легатные, объединены лигами-куполами. Не пройдите мимо интонационного, интервального богатства фуги, ее драгоценных гармонических сдвигов.
Бах. Прелюдия и фуга g-moll «Хорошо темперированный клавир», II том
Эту прелюдию не надо раскрашивать мелкими динамическими оттенками. Она требует общего динамического плана: сначала — forte, вторая половина прелюдии начинается на piano, причем это piano должно звучать как органная регистровка, и в самом конце опять forte.
Звуковое соотношение голосов не должно быть таким контрастным. Вы играете верхний голос forte и средний — piano. Оба голоса должны звучать в рамках одного forte. Поработайте над голосоведением, найдите разные градации одного forte.
Бах любит большие длительности, и мы всегда любуемся образованием разных интервалов на фоне длинной ноты. Особенно остро звучит в таких случаях секунда; сохраните, уберегите ее.
Теперь — что касается ритма: ни в коем случае не играйте тридцатьвторые ноты как форшлаги, считайте каждую восьмую на два.
И в последнем такте, когда вы на фоне долгого соль делаете ritenuto, сохраните ритмический рисунок. Известный дирижер Голованов пятьдесят процентов времени уделял отработке ритма.
Фуга. Forte, энергично. На повторяющихся нотах не делайте такого явного crescendo. Выразительность этой темы — вопрос не динамики, а интонации; здесь интонация подобна указательному пальцу.
Паузы в теме должны быть произнесены, изречены. Г. Г. Нейгауз говорил, что «пауза — не дырка в чулке, ее не надо штопать». Здесь пауза императивная, с «волевой начинкой». Учите тему во всех проведениях.
Противосложение исполняйте штрихом detache под одной лигой. Не упрощайте голосоведение, не делайте опору в противосложении, в то время как в теме звучат повторяющиеся ноты.
Учите голоса отдельно и собирайте их на групповые репетиции.
Зак Я. Стенограммы уроков: три прелюдии и фуги Баха
Отрывок из книги: "Зак Я. Статьи, материалы, воспоминания. М 1980".