Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве

Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве

Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве

 

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя ………………………………..3

Что нужно знать о мелизмах…………………………..5

О длинном форшлаге…………… . 5

О коротком форшлаге…………………………….9

О морденте……………… . . 11

О трели……………………………………..13

Группетто……………………………………..15

Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта…………..21

Особенности динамики Шопена на примере Фантазии f-moil……….29

Особенности фразировки в произведениях Шопена …………..33

О «Баркароле» Глинки……………….37

(Исполнительские анализы и замечания)………………….38

(Советы молодому исполнителю)…………………………45

Исиусство педализации…………………..49

Введение……………………………………..49

О свойствах педали и о роли ее как художественного фактора … 50

О фортепианном звуке…………………50

Педализация — творческий акт….. …………….51

О педальной идее………………………………53

О точной фиксации педализации при помощи записи……….54

Об искажениях авторской педализации………………..56

О педали фактурно-необходимой и обогащающей…………59

О чистой и грязной недали …… . …………..60

О роли звукового воображения………………..67

О верной и фальшивой педали……………………..69

О педальной и беспедальной звучностях …. ……….73

О неполной педали………………….74

О времени нажатия и снятия педали……………77

О разделяющей педали…………………..83

Об осторожности при снятии педали………………….89

Некоторые методические соображения …………….89

О стилях и авторских обозначениях педали ………………92

Клавесинная музыка…… ………………….92

Бах…………… -…………..94

Моцарт……… ……………………..98

Бетховен…………. ……..101

Шуберт……… ………….116

Шопен………………………118

Шуман………………………127

Лист…………………..130

Русская фортепианная музыка………….133

Дебюсси и Равель………………141

Послесловие………….. 142

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Совмещение в одном человеке крупного музыкально-исполнительского таланта и выдающегося музыкально-педагогического дарования — явление не частое. Однако еще более редким феноменом представляется единство перечисленных качеств с даром ведения углубленной научно-исследовательской и методической работы. Именно таким феноменом была заслуженная артистка, профессор Ленинградской консерватории Надежда Иосифовна Голубовская (1891 — 1975), на протяжении всей своей жизни в искусстве интенсивно и плодотворно сочетавшая артистическую, педагогическую и научную работу.

Для Голубовской эти три сферы бытия в музыке былн своего рода нерасторжимым триединым путем проникновения в творческие замыслы и свершения великих композиторов минувших и текущего столетий. Верное прочтение подлинного (а не зачастую произвольно «отредактированного») нотного текста их сочинений, постижение строя н логики их музыкально-образного мышления, раскрытие тончайших нюансов интонационно-ритмических и ладово-гармони-чсских закономерностей Голубовская рассматривала как объективную, а потому единственно оправданную исходную основу исполнительской интерпретации. Благоговейное и бережное отношение к авторскому тексту (в широком понимании этого термина) требует от исполнителя, по мысли Голубовской, единства рефлексии и интуиции, рационального и эмоционального, продуманности в непосредственности. Подчинение авторскому замыслу открывает перед исполнителем широчайшие возможности проявления своей творческой индивидуальности. Это положение — одно нэ краеугольных в эстетических принципах Н. И. Голубовской и, думается, именно оно (помимо ее природного влечения и разносторонности таланта) определило в ее музыкальной деятельности взаимопроникновение исполнительства, педагогики и научного поиска.

«Я учу, потому что играю. Если бы я не играла, то не считала бы возможным учить»,— говорила Надежда Иосифовна. Справедливо, ибо творческие открытия и прозрения, рождающиеся в исполнительской практике, являются во многом фундаментом обучения. Но последнее не может ограничиваться «показом» (пусть даже завораживающей силы воздействия!), необходимо вооружить ученика пониманием поставленных задач и методом их разрешения, иными словами, научить самостоятельности. Отсюда у Голубовской изыскания в области методики работы пианиста, тщательное изучение подлинных авторских текстов, что давало ей право делать далеко идущие творческие и эстетические выводы, во многом новаторская разработка сложнейших проблем педализации, исполнительского ритма, артикуляции, фразировки н многое другое. Отсюда же советы молодым исполнителям и исполнительские анализы рида произведений, несмотря на свою краткость, емкие по содержанию, затрагивающие вопросы стиля и формы, образно-поэтической сущности творений многих композиторов.

Характерная черта всех исследовательских и методических работ Голубовской — их ориентация на живую музыкальную практику. Их конечная цель — помочь музыкантам исполнителям (прежде всего пианистам) более полно и верно донести до слушателей сокровища музыкального искусства.

Далеко не все из литературного наследия Надежды Иосифовны было опубликовано при ее жизни. Поглощенная многогранным исполнительством (ее концертная деятельность в качестве пианистки-солистки, ансамблистки и клавесинистки отличалась чрезвычайной интенсивностью), погруженная в непрерывную педагогическую работу, она зачастую довольствовалась записью своих наблюдений, мыслей, открытий, не находя времени для их подготовки к печати. Результатами своих изысканий она постоянно делилась с учениками в классе, иа открытых уроках, в многочисленных научных докладах и лекциях, а опубликование рукописей откладывала на некое гипотетическое более свободное время.

Данный сборник представляет лишь часть обширного и многожанрового музыкально-литературного наследия Н. И. Голубовской, включающего исследования, статьи, предисловия к составленным и отредактированным ею сборникам пьес старинных композиторов, доклады, обобщенное воспроизведение бесед учителя с учениками, записи ряда интерпретационных решений, заметки, рецензии, воспоминания, советы молодым исполнителям.

Большинство работ, вошедших в сборник, издается впервые. Ранее напечатанное «Искусство педализации», хотя и вышло в двух изданиях (1967; 1974), но уже давно стало библиографической редкостью.

Все работы И. И. Голубовской написаны превосходным литературным языком, образным, юрким, порой отмеченным разговорными оборотами, которые воссоздают атмосферу непосредственной беседы, диалога, живого общения педагога с учеником. В этом плане в особенности характерны «Исполнительские анализы и замечания», а также «Советы молодому исполнителю». Диапазон возможного воздействия работ, представленных в сборнике, широк. Преподаватель музыкальной школы найдет в них ценнейшие советы и указания, которые могут стать направляющими в его дальнейшей педагогической работе. Музыкант высокого творческого уровня встретит в них глубокие и плодотворные мысли о музыке и фортепианном (шире — музыкальном) исполнительстве, к которым всегда интересно и полезно прислушаться.

Е. Бронфин

 

 

Рекомендуем:

Москаленко Л.А. Методика изучения фортепианной кантилены

Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения (1999)

Методика, анализ, фортепианная педагогика — подборка книг

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности