Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве

Голубовская Н. И.
«О музыкальном исполнительстве»

Голубовская Н. И. «О музыкальном исполнительстве»

 

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя ………………………………..3
Что нужно знать о мелизмах…………………………..5
О длинном форшлаге…………… . 5
О коротком форшлаге…………………………….9
О морденте……………… . . 11
О трели……………………………………..13
Группетто……………………………………..15
Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта…………..21
Особенности динамики Шопена на примере Фантазии f-moil……….29
Особенности фразировки в произведениях Шопена …………..33
О «Баркароле» Глинки……………….37
(Исполнительские анализы и замечания)………………….38
(Советы молодому исполнителю)…………………………45
Искусство педализации…………………..49
Введение……………………………………..49
О свойствах педали и о роли ее как художественного фактора … 50
О фортепианном звуке…………………50
Педализация — творческий акт….. …………….51
О педальной идее………………………………53
О точной фиксации педализации при помощи записи……….54
Об искажениях авторской педализации………………..56
О педали фактурно-необходимой и обогащающей…………59
О чистой и грязной педали …… . …………..60
О роли звукового воображения………………..67
О верной и фальшивой педали……………………..69
О педальной и беспедальной звучностях …. ……….73
О неполной педали………………….74
О времени нажатия и снятия педали……………77
О разделяющей педали…………………..83
Об осторожности при снятии педали………………….89
Некоторые методические соображения …………….89
О стилях и авторских обозначениях педали ………………92
Клавесинная музыка…… ………………….92
Бах…………… -…………..94
Моцарт……… ……………………..98
Бетховен…………. ……..101
Шуберт……… ………….116
Шопен………………………118
Шуман………………………127
Лист…………………..130
Русская фортепианная музыка………….133
Дебюсси и Равель………………141
Послесловие………….. 142

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Совмещение в одном человеке крупного музыкально-исполнительского таланта и выдающегося музыкально-педагогического дарования — явление не частое. Однако еще более редким феноменом представляется единство перечисленных качеств с даром ведения углубленной научно-исследовательской и методической работы. Именно таким феноменом была заслуженная артистка, профессор Ленинградской консерватории Надежда Иосифовна Голубовская (1891 — 1975), на протяжении всей своей жизни в искусстве интенсивно и плодотворно сочетавшая артистическую, педагогическую и научную работу.

Для Голубовской эти три сферы бытия в музыке былн своего рода нерасторжимым триединым путем проникновения в творческие замыслы и свершения великих композиторов минувших и текущего столетий. Верное прочтение подлинного (а не зачастую произвольно «отредактированного») нотного текста их сочинений, постижение строя н логики их музыкально-образного мышления, раскрытие тончайших нюансов интонационно-ритмических и ладово-гармони-чсских закономерностей Голубовская рассматривала как объективную, а потому единственно оправданную исходную основу исполнительской интерпретации. Благоговейное и бережное отношение к авторскому тексту (в широком понимании этого термина) требует от исполнителя, по мысли Голубовской, единства рефлексии и интуиции, рационального и эмоционального, продуманности в непосредственности. Подчинение авторскому замыслу открывает перед исполнителем широчайшие возможности проявления своей творческой индивидуальности. Это положение — одно нэ краеугольных в эстетических принципах Н. И. Голубовской и, думается, именно оно (помимо ее природного влечения и разносторонности таланта) определило в ее музыкальной деятельности взаимопроникновение исполнительства, педагогики и научного поиска.

«Я учу, потому что играю. Если бы я не играла, то не считала бы возможным учить»,— говорила Надежда Иосифовна. Справедливо, ибо творческие открытия и прозрения, рождающиеся в исполнительской практике, являются во многом фундаментом обучения. Но последнее не может ограничиваться «показом» (пусть даже завораживающей силы воздействия!), необходимо вооружить ученика пониманием поставленных задач и методом их разрешения, иными словами, научить самостоятельности. Отсюда у Голубовской изыскания в области методики работы пианиста, тщательное изучение подлинных авторских текстов, что давало ей право делать далеко идущие творческие и эстетические выводы, во многом новаторская разработка сложнейших проблем педализации, исполнительского ритма, артикуляции, фразировки н многое другое. Отсюда же советы молодым исполнителям и исполнительские анализы рида произведений, несмотря на свою краткость, емкие по содержанию, затрагивающие вопросы стиля и формы, образно-поэтической сущности творений многих композиторов.

Характерная черта всех исследовательских и методических работ Голубовской — их ориентация на живую музыкальную практику. Их конечная цель — помочь музыкантам исполнителям (прежде всего пианистам) более полно и верно донести до слушателей сокровища музыкального искусства.

Далеко не все из литературного наследия Надежды Иосифовны было опубликовано при ее жизни. Поглощенная многогранным исполнительством (ее концертная деятельность в качестве пианистки-солистки, ансамблистки и клавесинистки отличалась чрезвычайной интенсивностью), погруженная в непрерывную педагогическую работу, она зачастую довольствовалась записью своих наблюдений, мыслей, открытий, не находя времени для их подготовки к печати. Результатами своих изысканий она постоянно делилась с учениками в классе, на открытых уроках, в многочисленных научных докладах и лекциях, а опубликование рукописей откладывала на некое гипотетическое более свободное время.

Данный сборник представляет лишь часть обширного и многожанрового музыкально-литературного наследия Н. И. Голубовской, включающего исследования, статьи, предисловия к составленным и отредактированным ею сборникам пьес старинных композиторов, доклады, обобщенное воспроизведение бесед учителя с учениками, записи ряда интерпретационных решений, заметки, рецензии, воспоминания, советы молодым исполнителям.

Большинство работ, вошедших в сборник, издается впервые. Ранее напечатанное «Искусство педализации», хотя и вышло в двух изданиях (1967; 1974), но уже давно стало библиографической редкостью.

Все работы И. И. Голубовской написаны превосходным литературным языком, образным, юрким, порой отмеченным разговорными оборотами, которые воссоздают атмосферу непосредственной беседы, диалога, живого общения педагога с учеником. В этом плане в особенности характерны «Исполнительские анализы и замечания», а также «Советы молодому исполнителю». Диапазон возможного воздействия работ, представленных в сборнике, широк. Преподаватель музыкальной школы найдет в них ценнейшие советы и указания, которые могут стать направляющими в его дальнейшей педагогической работе. Музыкант высокого творческого уровня встретит в них глубокие и плодотворные мысли о музыке и фортепианном (шире — музыкальном) исполнительстве, к которым всегда интересно и полезно прислушаться.

Е. Бронфин

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.