Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Методическое пояснение Александра Майкапара к циклу пьес для детей Самуила Майкапара "Бирюльки". Источник: Майкапар С. Бирюльки, ор.28

Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»

Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) И. С. Баха, «Детский альбом» П.. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана. 

Майкапар С . "Бирюльки"

Хотя имя Самуила Майкапара широко известно, мало кто знает о его жизни. Родился он в Херсоне в 1867 г. Детские годы С. Майкапара прошли в Таганроге — он учился в той же гимназии, которую окончил Л. Чехов (Майкапару тогда было 10 лет). С. Майкапар поступил в Петербургский университет на юридический факультет (который окончил в 1891 г.) и одновременно — в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям — композиции и фортепиано. По окончании консерватории по совету Антона Рубинштейна С. Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. В Вене он пишет и издает ряд своих произведений. С 1898 по 1901 г. композитор живет в Москве, активно участвует в работе Научно-музыкального кружка, которым руководил С. И. Танеев. В это время выходит научный труд С. Майкапара «Музыкальный слух» (1900). Некоторое время С. Майкапар преподает в Твери, где его стараниями была открыта детская музыкальная школа. Знаменитые «Новелетты» (соч. 8) для детей были написаны именно здесь. С 1903 по 1910 г. С. Майкапар живет в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью. Среди его друзей Артур Шнабель. Марк Гамбург, Осип Габрилович; в доме Майкапара в Берлине бывали А. Гречанинов, Н. Метнер, Н. Цимбалист. Письма и автографы многих из них хранятся в нашем семейном архиве.

С.М. Майкапар

Получив от А. Глазунова приглашение преподавать в Петербургской консерватории, С. Майкапар в 1910 г. начал в ней свою педагогическую деятельность. Через пять лет он становится профессором по классу фортепиано. 20-е годы были ознаменованы ломкой многих педагогических принципов консерватории. Сопротивление радикальным реформам создало С. Майкапару репутацию консерватора. Однако нужно представлять себе социальную и идеологическую подоплеку преобразований 20-х годов, чтобы понять, что за этим консерватизмом стояли боль и радение о высоком профессионализме.

И 1925 г. С. Майкапар предпринял уникальное по тем временам исполнение всего цикла из 32-х фортепианных сонат Бетховена, а в 1927 г. к 100-летию со дня смерти композитора он выпустил небольшую по объему, но очень глубокую но содержанию книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности».

В 1930 г. С. Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе — композиции, исполнительству, научным трудам. В начале 1938 г. он подготовил к изданию свою книгу воспоминании «Годы учения». К сожалению, она вышла уже после его смерти. Умер С. Майкапар 8 мая 1938 г. Он похоронен в Санкт-Петербурге на «Литературных мостках» Волкова кладбища.

Созданный в 1925—1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти семьдесят лот пользуется неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. Пьесы сборника отличает все то, что отличает истинные шедевры — независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра,— вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.

Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Однако в свое время это была очень популярная у детворы игра. В словаре В. Даля читаем: «Игра: горсть нарезанных соломинок, или резных бирюлек разного вида, кладется ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь, по одной, не встряхивая вороха».

В детской фортепианной литературе у «Бирюлек» С. Майкапара был предшественник — фортепианный цикл из 14 миниатюр под таким же названием А. Лядова (соч. 2, 1876 г.). Однако любовь и репутацию классического произведения приобрел все же именно цикл С. Майкапара.

К сожалению, «Бирюльки» С. Майкапара постигла обычная участь популярного произведения: они переиздавались множество раз как в нашей стране (едва ли не ежегодно), так и за рубежом — в США, Польше, Германии, Англии, Австрии, Чехии и Словакии, в других странах. При этом авторские исполнительские и методические указания — аппликатура, фразировка, педализация — приводились в искаженном виде. Каждый редактор считал возможным заменять детальные авторские исполнительские указания своими, вносить дополнения к ним при том, что автограф, хранящийся в нашем семейном архиве, никому из них не был известен, а прижизненные издания уже давно стали библиографической редкостью. В настоящем издании восстановлен уртекст, то есть авторский текст, на основе чистового автографа и прижизненного издания, на титуле которых имеется специальное указание: «С аппликатурой и педализацией автора».

Знакомство с черновиками «Бирюлек» необычайно интересно. Они красноречиво свидетельствуют о том, как рождался и созревал цикл. Мы убеждаемся, что предметом заботы композитора было все — от расстановки исполнительских указаний до внешнего вида издания (прижизненные издания «Бирюлек» выходили, как это и было задумано автором, в шести отдельных тетрадях, при едином их художественном оформлении).

Понимая, сколь важна для маленьких музыкантов образность, С. Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес. Не всегда это были первые, приходившие па ум. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылек» — «Эльф», «Легенда» — «Грезы (легенда)», «Весною» — «Малютка», вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса «Лунный свет», хотя музыка этих пьес не дает оснований для такой аллюзии.

Одни пьесы появились, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подверглись доработке и переработке. Так, не сразу появился «Маленький командир»: сначала родилась «Непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «Маленького командира». Миниатюра в фа миноре — теперь это «Семимильные сапоги» — но первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.

Любопытна сокращенная запись многих пьес в черновиках: вместо полностью выписанных повторений некоторых эпизодов композитор употребляет знаки репризы. При этом потный текст сокращается порой вдвое, а то и больше. На это стоит обратить внимание ученика, поскольку такой способ очень упрощает выучивание произведения наизусть: легче запомнить, где какие повторения, чем учить весь текст как новый материал.

Благодаря привычке С. Майкапара датировать свои записи, мы имеем четкую хронологию создания этого цикла. На чистовом автографе первых двух тетрадей указано: «Написаны 25, 26, 27 июня. Закончены к печати 3-го июля 1925 года». Работа над циклом шла последовательно — пьесы сочинялись в том (очевидно, уже имевшемся в уме) порядке, в котором они теперь известны. «Маленький командир», «Сказочка», «Менуэт» были написаны 1 августа в Евпатории, следующие пьесы — осенью и зимой в Ленинграде. Последняя дата — в пьесе «На катке» — 3 марта 1926 г. Очевидно, вскоре после этого были написаны и самые последние пьесы сборника (они не датированы).

«Бирюльки» С. Майкапара заняли особое место в фортепианно-педагогическом репертуаре не только благодаря замечательным художественным особенностям пьес сборника, но и в силу их больших методических достоинств. Сборник этот интересно сопоставить с циклами И. С. Баха. Как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, «Бирюльки» дают пьесы во всех 24-х тональностях. Однако конструктивный принцип построения «Бирюлек» несколько иной. Если в «Хорошо темперированном клавире» новая тональность появляется в результате движения от пьесы к пьесе по хроматической гамме, и таким образом легкие и трудные тональности чередуются, то в «Бирюльках» тональный план всего цикла иной. С. Майкапар предусмотрел несколько уровней членения цикла. Во-первых, весь цикл делится на три серии, во-вторых, как уже говорилось, на шесть тетрадей. К сожалению, деление на серии в современных изданиях «Бирюлек» игнорируется редакторами. Итак, I серия (тетради 1 и 2) дает пьесы начиная с тональностей с тремя диезами; во II серии (тетради 3 и 4) — то же движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям на сей раз с тремя бемолями, и, наконец, III серия (тетради 5 и 6) охватывает пьесы в тональностях с 4, 5, 6 знаками. Причем в последней паре пьес миниатюре в тональности Фа-диез мажор (№25) соответствует пьеса в ми-бемоль миноре (№26) как тональности, энгармонически равной ре-диез минору, то есть параллельной Фа-диез мажору. Это решение композитора опять-таки напоминает баховский прием в I томе «Хорошо темперированного клавира», где за Прелюдией ми-бемоль минор следует фуга в энгармоническом равном ему ре-диез миноре.

Таким образом, при том, что всех тональностей 24, пьес в сборнике — 26, поскольку тональности До мажор и ля минор как исходные точки движения в диезную и бемольную стороны повторены дважды. Следует отметить, что все издания «Бирюлек» состоят из 6 тетрадей — в каждой по 4 пьесы, а в последней — 6. По первоначальному плану, однако, две последние пьесы, демонстрирующие возможности энгармонизма, составляли отдельную — седьмую тетрадь. В нашем издании мы отметили эту гармоническую особенность последней пары пьес, а равно и чистового автографа, указанием на 7-ю тетрадь в скобках.

«Бирюльки» С. Майкапара — уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке. «Бирюльки» вводят юного пианиста в мир Мендельсона, Шумана, Чайковского, Грига… Романтическая музыка не имеет другого такого цикла пьес во всех тональностях для начинающих.

Несколько слов необходимо сказать о некоторых особенностях авторского текста.

П е д а л и з а ц и я. С. Майкапар применяет особый способ обозначения так называемой «запаздывающей» педали «о Ped.». В своих «Педальных прелюдиях» — этой систематической и тоже уникальной школе педализации — он дает такое пояснение этому способу и его обозначению: «Быстрая подмена обозначена здесь «о Ped.», так как момент снятия педали настолько краток, что обозначение * недостаточно отчетливо определило бы быстроту снятия и последующего нажатия быстро подменяемой педали. Надо заметить, что при художественном исполнении имеет применение и медленно подменяемая педаль, и быстро подменяемая. Только на слух может быть установлена необходимость в некоторых случаях медленного нажатия запаздывающей педали, так как только слухом может быть замечено, что быстрая подмена — быстрое нажатие педали после данного звука или аккорда — не полностью очищает и прекращает предшествующее звучание».

Эта цитата взята из автографа «Педальных прелюдий», тоже хранящегося в нашем семейном архиве. К сожалению, в печатном издании этих «Прелюдий» («Музыка», 1964) пьеса на этот способ педализации и сама его запись оказались опущены.

В нашем издании «Бирюлек» мы восстановили это авторское обозначение такой педали (оно имеется в прижизненных изданиях «Бирюлек»).

А п п л и к а т у р а. Она всюду авторская. Порой можно слышать, что у С. Майкапара она слишком детализирована, как и излишни, с точки зрения традиционной нотной орфографии, указания «случайных» знаков. Но избыточные для зрелых музыкантов, эти указания, как показывает опыт педагогов-практиков, совершенно необходимы для еще маленьких пианистов, которым трудно всякий раз вспоминать аппликатуру, выставленную лишь при первом проведении данного музыкального материала. Кроме того, в ряде случаев авторская аппликатура в пианистическом плане дальновиднее — она знакомит с приемами, которые будут необходимы и в будущем, когда в репертуаре юного пианиста появятся истинно виртуозные произведения. Один из таких приемов, часто встречающийся у С. Майкапара и игнорируемый редакторами, —  смена пальцев на повторяющейся клавише. Мой собственный педагогический опыт убеждает в полной необходимости всего, что указано С. Майкапаром в тексте «Бирюлек».

И последнее. Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «Бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, то есть имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются «Инвенции» и «Симфонии» Баха или его «Хорошо темперированный клавир», по изначальному замыслу «Бирюльки» задуманы как единое произведение. Каждый легко убедится в этом, если осознает особенности конструкции цикла (тональный план), о чем подробно было сказано выше, и проиграет пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить «Инвенции» и «Симфонии» Баха, в которых каждая пьеса является одновременно как самостоятельным произведением, так и звеном в цепи. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес, каковой является цикл «Бирюльки», мог лишь большой мастер.

Александр МАЙКАПАР

Три редакции сборника:

Майкапар С. Бирюльки. Маленькие пьесы для ф-но. Соч. 28. Педагогический репертуар ДМШ
Майкапар С. Бирюльки. соч. 28. Часть 1 и 2. (1962)
Майкапар С. Бирюльки, ор.28

Рекомендуем:

Дунаевский И. (ноты)

Черепнин Н. (ноты)

Шимановский К. (ноты для фортепиано)

Шейко Н. (ноты для фортепиано)

Интервью с Пьером Булезом о русской музыке

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!