Ноты для фортепиано композитора
Михаила Ипполитова-Иванова
Ипполитов-Иванов М. ВАЛЬС

Ипполитов-Иванов М. Лезгинка Северного Кавказа

Ипполитов-Иванов М. ПРЕЛЮДИЯ И КАНОН
_ Соч. 7 № 1


Ипполитов-Иванов М. ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ, соч. 7 № 4

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (Иванов) Михаил Михайлович (19. XI. 1859, Гатчина — 28.1.1935, Москва) — русский советский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики. Окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Н. Римского-Корсакова. Посещая собрания «Могучей кучки», близко общался с М. Балакиревым и А. Бородиным. С 1893 года профессор Московской консерватории (в 1906—1922 годах директор). Его ученики—С. Василенко, 3. Палиашвили, Д. Аракишвили, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, А. Баланчивадзе, К. Игумнов и др. Среди произведений Ипполитова-Иванова оперы (в том числе детская — «На венок Пушкину»); «Гимн труду» для хора, симфонического и духового оркестров, кантаты; симфония, сюиты ((«Кавказские эскизы», «Иверия», «Тюркские фрагменты», «Музыкальные картинки Узбекистана», «Каталонская сюита»), Весенняя увертюра «Яр-хмель», поэма «Мцыри», «Юбилейный марш» (посвящен К. Ворошилову) для симфонического оркестра; камерно-инструментальная музыка; хоры, романсы, песни; произведения для фортепиано («5 маленьких пьес», «22 восточные мелодии» и др.); музыка для театра и кино.
[А. Бакулов]
Одним из первых может быть назван Михаил Михайлович ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (1859—1935), получивший образование у Римского-Корсакова в Петербургской консерватории и посещавший тогда собрания «Могучей кучки». Он много сил и времени отдал развитию музыкальной культуры нашей страны и воспитанию ее молодых представителей.
В своем творчестве Ипполитов-Иванов опирался на традиции русской музыкальной классики, прежде всего Римского-Корсакова и отчасти Чайковского. Им написаны оперы (в том числе «Ася» по Тургеневу), различные оркестровые произведения (среди них особую популярность приобрела сюита для симфонического оркестра «Кавказские эскизы», созданная в Грузии, где некоторое время жил композитор), камерно-инструментальные ансамбли, свыше 100 романсов и песен, хоры и фортепианные пьесы.
В своей музыке, доходчивой, мелодичной, эмоционально уравновешенной, Ипполитов-Иванов использовал темы русских народных песен, а также песенно-танцевальные мелодии пародов Кавказа и Средней Азии («Армянская рапсодия», «Тюркские фрагменты», «Музыкальные картинки Узбекистана» и др.).
[Из аннотации к сборнику «Золотая лира», том 1, М.: Сов.композитор, 1987 г.]