Кузнецова Т. «Маленькие хитрости и хорошие привычки» для начинающих пианистов

Кузнецова Т. «Маленькие хитрости и хорошие привычки»

(для тех, кто преодолел азы начального обучения)
  • В занятиях музыкой стремись быть активным, иди к цели прямым путем. Пассивность в работе затягивает сроки овладения сочинением и ведет к ослаблению интереса к нему.
  • Как перестать бояться играть на сцене? Своей игрой ты доставляешь радость слушающим тебя, играй сам с удо­вольствием и страх отступит.
  • Некрасиво звучит мелодия, «барахтающаяся» или «уто­нувшая» в аккомпанементе. Один из способов «спасения» мелодии: играй аккомпанемент без подъема пальцев, а мелодию чуть с преувеличенным подъемом.

  • Часто встречающийся недостаток детской игры — не­дружное звучание в аккордах (в партии одной руки или между двумя руками). Слушай себя, воспитывай свой слух, и руки послушно будут выполнять требования ушей. Поучи отдельно интервалы, составляющие аккорд, держи кончики пальцев в одной плоскости, для этого поиграй на столе. Ищи удобные приемы исполнения — «в клавиатуру», «из клавиатуры»; позаботься о ровной, ритмичной игре каждой руки, об опорных точках. Пред­ставь себе, что у тебя одна рука с десятью пальцами, сцепив первые пальцы обеих рук.
  • Случается, что в трезвучиях появляются лишние звуки, задевают клавиши неиграющие пальцы. Положи карандаш с тыльной стороны ладошки над 3-м пальцем так, чтобы второй и четвертый пальцы нависли над карандашом. Больше клавиш они касаться не будут. Так слон держит хоботом бревно (здесь два хобота).
  • Случайные знаки альтерации нередко бывают причиной ошибок, особенно в многозвучных аккордах. Мысленно помести внутрь диеза, бемоля, бекара нотку — ошибка будет исключена.
  • При игре гамм, этюдов или произведений с синхронным движением обеих рук ориентируйся на темповые воз­можности более слабой руки (чаще — левой), тем самым ты избежишь расхождения рук.
  • Скорость игры часто зависит от быстроты отскока от кла­виши отыгравшего пальца. Не вязни в клавишах лени­выми пальцами!
  • Не «обкусывай» концы фраз, дослушивай их, когда рука уже идет вверх, а палец чуть запаздывает.
  • Живой и гибкой делает музыку «чуть». Нельзя ускорять, но можно устремляться, нельзя замедлять, но можно успокаиваться, удаляться. Позже ты познакомишься с понятиями «микродинамика», «микроритм».
  • Долгая нота берется с большей силой, чтобы она не ис­таяла преждевременно. Чем длиннее нотка, тем ярче ее надо сыграть.
  • Вальсовый аккомпанемент хорошо вначале поиграть двумя руками, распределив его таким образом: левая играет бас, правая подстраивает чуть тише аккорды. До­бившись нужного звучания, сохрани его при игре одной рукой, при этом бас берется движением «в клавиатуру», аккорд — «из клавиатуры». Оба движения объединены соответствующей пластикой.
  • Приучись к правильной аппликатуре в аккомпанемен­тах: бас берется 5-м пальцем, в последующем аккорде нижнюю ноту берет 4-й или 3-й палец. Это отражается на естественном движении руки и, главное, звучании.
  • Если есть возможность, занимайся музыкой в два приема с промежутком 6 часов (чуть более или менее). Этим ты обеспечишь более быстрое продвижение.
  • Переход от мелких длительностей к более крупным может представлять некоторую трудность, особенно для детей ма­ленького возраста. За такт или ранее мысленно укрупни деление в соответствии с последующими длительностями и, наоборот, при переходе к более мелкому делению зара­нее начинай дробить крупные длительности.
  • Разрыв звучания при переносе руки шире ее возможной растяжки можно сгладить, если при этом опираться не на последнюю нотку перед переносом (это только подчер­кнет разрыв), а на предшествующую ей, или на первую в предыдущей группе при больших скачках.
  • Морденты более четко звучат, когда их играют 3-мя раз­ными пальцами, это не исключает игры и двумя.
  • Форшлаг можно играть одновременно с основной ноткой, интервалом или аккордом, но мгновенно отпускать. Это не лучший способ исполнения форшлага, но такой прием используется.
  • В работе, как вариант, иди от противного: тихие места учи на форте, громкие — чутким пиано.
  • Как определить скорость исполняемого произведения? По словесному обозначению темпа в начале пьесы, по фактуре, по характеру музыки. Если есть метрономное обозначение, но нет метронома, можно составить и ре­шить уравнение:

  •  Количество четвертей определяется умножением разме­ра такта на число тактов в пьесе. Решением уравнения мы найдем время исполнения произведения. В некото­рых изданиях (например, К.Дебюсси «Прелюдии») время исполнения указано в конце каждой прелюдии. Конеч­но, сейчас все можно найти в Интернете, но знать такие способы — интересно!
  • Аккомпанемент такого рода

нередко звучит с назойливым акцентом на первой ноте группы, «не гладко». Мысленно измени группировку, начиная играть с i предшествующей ноты

например, в сонате №9, 1 часть Л. Бетховена или в этюде № 6 А. Шитте из «25 маленьких этюдов»,  К. Черни  опус 299, этюд № 7.

  •  Окончания пьес или их частей часто бывают такими:

например, первое предложение «Француз­ской песенки» П. Чайковского. Смена пальцев на одной ноте в медленном темпе — «след в след» — придаст окон­чанию большую выразительность.

  • В аккомпанементах

и других вариан­тах альбертиевых басов учитывай то, что на сильную долю (если аккомпанемент в левой руке) попадает слабый (пока) 5-й палец, а на слабую — тяжелый 1-й палец. Не­устанно работай над мерностью звучания, без провалов и выкриков, умей снимать зажимы, напряжения, дели руку на две части: помогай 5-му пальцу всей ладошкой, а остальные ноты играй легкими пальцевыми движени­ями. Добиться звучания и удобства можно многими спо­собами, например, с остановками 5-го пальца на сильной доле. Ищи другие, свои способы!

  • Некоторые дети стучат ногой в такт исполняемой му­зыки — предоставь это джазовым музыкантам!
  • Когда не играешь, без необходимости не держи руки на клавиатуре, не виси на ней. Это неуважение к благород­ному инструменту.
  • Во время работы выбирай темп исполнения по трудным местам. Есть и другое правило: соблюдай форму, а содер­жание подтянется.
  • Не «наигрывай», играй без «шелухи» призвуков небреж­ного прикосновения, ищи глубину звука. Не играй нео­крашенным, «серым» звуком!
  • Не «груби» на инструменте!
  • «Педаль — душа рояля», — так говорили великие музы­канты, в частности К. Игумнов. Держи носок ноги на пе­дальной лапке, не дальше, этим ты воспитаешь чуткость «слышащей» ноги! Не шлепай по педали высоко под­нимаемым носком — «жуй с закрытым ртом». Если пе­дали для тебя высоки, подложи под ноги невысокую под­ставку.
  • Не держи педаль после того, как снял руки с клавиатуры (за некоторым исключением).
  • Как научиться читать — играть ноты без задержек? Ста­райся не смотреть на клавиатуру и смотреть в ноты далее играемого в данный момент. Учись определять логику музыкальных построений, видеть направление движе­ния, ощущать интервальные расстояния, анализировать и обобщать текст. Читай аккорды снизу вверх.
  • Начало крещендо — это самый тихий звук, начало дими­нуэндо — самый громкий.
  • Если пользуешься метрономом, лучше, чтобы это был механический метроном. Движение маятника — жест дирижера.
  • Правило старых мастеров: «стаккато» «ополовини­вает» ноту. Любое «стаккато» должно быть пропето. Различай разные виды «стаккато», так же, как и раз­ные виды «легато».
  • Подчиняй движение рук звуковым задачам, рассчиты­вай их (движения), как хороший инженер.
  • Выученное на память произведение продолжай изучать и по нотам. Обязательно найдется что-либо в тексте, что было тобой не замечено.
  • Углубляй образную сферу исполняемого, не останавли­ваясь на первоначальных представлениях. Они ветшают, и пьеса звучит как избитый трафарет, шаблонно.
  • Не играй бесцельно, учись ставить маленькие цели, за­тем — задачи, затем — сверхзадачу.
  • Недостатки постановки рук ликвидируются обдуманным подбором репертуара. Репертуар ставит руку.
  • Бойся «мыслишек в коротких штанишках», постоянных закруглений маленьких мотивов! Ван Клиберн говорил: «Иди через такт».
  • Различай арпеджиато, близкое по звучанию к аккорду, и близкое — к арпеджио. Учи их соответственно.
  • Сохраняя внимание до самого конца исполняемого про­изведения, ты избежишь неожиданных срывов, когда ка­залось бы все позади! Будь в музыке не только до послед­него звука, но и чуть дольше. Обрати внимание на знак фермата, который часто стоит уже после окончания нот­ного текста!
  • Помни, что мелочей в музыке нет. Будь чуток, внима­телен, приметлив. Постоянно делай свои маленькие от­крытия, им нет числа!
Источник: Кузнецова Т. "Поиграем"_Занимательные упражнения для самых маленьких (2016) (ссылка ведёт на карточку в ИМ "Лабиринт").

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.