Кузнецова Т. «Маленькие хитрости и хорошие привычки»
(для тех, кто преодолел азы начального обучения)
- В занятиях музыкой стремись быть активным, иди к цели прямым путем. Пассивность в работе затягивает сроки овладения сочинением и ведет к ослаблению интереса к нему.
- Как перестать бояться играть на сцене? Своей игрой ты доставляешь радость слушающим тебя, играй сам с удовольствием и страх отступит.
- Некрасиво звучит мелодия, «барахтающаяся» или «утонувшая» в аккомпанементе. Один из способов «спасения» мелодии: играй аккомпанемент без подъема пальцев, а мелодию чуть с преувеличенным подъемом.
- Часто встречающийся недостаток детской игры — недружное звучание в аккордах (в партии одной руки или между двумя руками). Слушай себя, воспитывай свой слух, и руки послушно будут выполнять требования ушей. Поучи отдельно интервалы, составляющие аккорд, держи кончики пальцев в одной плоскости, для этого поиграй на столе. Ищи удобные приемы исполнения — «в клавиатуру», «из клавиатуры»; позаботься о ровной, ритмичной игре каждой руки, об опорных точках. Представь себе, что у тебя одна рука с десятью пальцами, сцепив первые пальцы обеих рук.
- Случается, что в трезвучиях появляются лишние звуки, задевают клавиши неиграющие пальцы. Положи карандаш с тыльной стороны ладошки над 3-м пальцем так, чтобы второй и четвертый пальцы нависли над карандашом. Больше клавиш они касаться не будут. Так слон держит хоботом бревно (здесь два хобота).
- Случайные знаки альтерации нередко бывают причиной ошибок, особенно в многозвучных аккордах. Мысленно помести внутрь диеза, бемоля, бекара нотку — ошибка будет исключена.
- При игре гамм, этюдов или произведений с синхронным движением обеих рук ориентируйся на темповые возможности более слабой руки (чаще — левой), тем самым ты избежишь расхождения рук.
- Скорость игры часто зависит от быстроты отскока от клавиши отыгравшего пальца. Не вязни в клавишах ленивыми пальцами!
- Не «обкусывай» концы фраз, дослушивай их, когда рука уже идет вверх, а палец чуть запаздывает.
- Живой и гибкой делает музыку «чуть». Нельзя ускорять, но можно устремляться, нельзя замедлять, но можно успокаиваться, удаляться. Позже ты познакомишься с понятиями «микродинамика», «микроритм».
- Долгая нота берется с большей силой, чтобы она не истаяла преждевременно. Чем длиннее нотка, тем ярче ее надо сыграть.
- Вальсовый аккомпанемент хорошо вначале поиграть двумя руками, распределив его таким образом: левая играет бас, правая подстраивает чуть тише аккорды. Добившись нужного звучания, сохрани его при игре одной рукой, при этом бас берется движением «в клавиатуру», аккорд — «из клавиатуры». Оба движения объединены соответствующей пластикой.
- Приучись к правильной аппликатуре в аккомпанементах: бас берется 5-м пальцем, в последующем аккорде нижнюю ноту берет 4-й или 3-й палец. Это отражается на естественном движении руки и, главное, звучании.
- Если есть возможность, занимайся музыкой в два приема с промежутком 6 часов (чуть более или менее). Этим ты обеспечишь более быстрое продвижение.
- Переход от мелких длительностей к более крупным может представлять некоторую трудность, особенно для детей маленького возраста. За такт или ранее мысленно укрупни деление в соответствии с последующими длительностями и, наоборот, при переходе к более мелкому делению заранее начинай дробить крупные длительности.
- Разрыв звучания при переносе руки шире ее возможной растяжки можно сгладить, если при этом опираться не на последнюю нотку перед переносом (это только подчеркнет разрыв), а на предшествующую ей, или на первую в предыдущей группе при больших скачках.
- Морденты более четко звучат, когда их играют 3-мя разными пальцами, это не исключает игры и двумя.
- Форшлаг можно играть одновременно с основной ноткой, интервалом или аккордом, но мгновенно отпускать. Это не лучший способ исполнения форшлага, но такой прием используется.
- В работе, как вариант, иди от противного: тихие места учи на форте, громкие — чутким пиано.
- Как определить скорость исполняемого произведения? По словесному обозначению темпа в начале пьесы, по фактуре, по характеру музыки. Если есть метрономное обозначение, но нет метронома, можно составить и решить уравнение:
- Количество четвертей определяется умножением размера такта на число тактов в пьесе. Решением уравнения мы найдем время исполнения произведения. В некоторых изданиях (например, К.Дебюсси «Прелюдии») время исполнения указано в конце каждой прелюдии. Конечно, сейчас все можно найти в Интернете, но знать такие способы — интересно!
нередко звучит с назойливым акцентом на первой ноте группы, «не гладко». Мысленно измени группировку, начиная играть с i предшествующей ноты
например, в сонате №9, 1 часть Л. Бетховена или в этюде № 6 А. Шитте из «25 маленьких этюдов», К. Черни опус 299, этюд № 7.
- Окончания пьес или их частей часто бывают такими:
например, первое предложение «Французской песенки» П. Чайковского. Смена пальцев на одной ноте в медленном темпе — «след в след» — придаст окончанию большую выразительность.
и других вариантах альбертиевых басов учитывай то, что на сильную долю (если аккомпанемент в левой руке) попадает слабый (пока) 5-й палец, а на слабую — тяжелый 1-й палец. Неустанно работай над мерностью звучания, без провалов и выкриков, умей снимать зажимы, напряжения, дели руку на две части: помогай 5-му пальцу всей ладошкой, а остальные ноты играй легкими пальцевыми движениями. Добиться звучания и удобства можно многими способами, например, с остановками 5-го пальца на сильной доле. Ищи другие, свои способы!
- Некоторые дети стучат ногой в такт исполняемой музыки — предоставь это джазовым музыкантам!
- Когда не играешь, без необходимости не держи руки на клавиатуре, не виси на ней. Это неуважение к благородному инструменту.
- Во время работы выбирай темп исполнения по трудным местам. Есть и другое правило: соблюдай форму, а содержание подтянется.
- Не «наигрывай», играй без «шелухи» призвуков небрежного прикосновения, ищи глубину звука. Не играй неокрашенным, «серым» звуком!
- Не «груби» на инструменте!
- «Педаль — душа рояля», — так говорили великие музыканты, в частности К. Игумнов. Держи носок ноги на педальной лапке, не дальше, этим ты воспитаешь чуткость «слышащей» ноги! Не шлепай по педали высоко поднимаемым носком — «жуй с закрытым ртом». Если педали для тебя высоки, подложи под ноги невысокую подставку.
- Не держи педаль после того, как снял руки с клавиатуры (за некоторым исключением).
- Как научиться читать — играть ноты без задержек? Старайся не смотреть на клавиатуру и смотреть в ноты далее играемого в данный момент. Учись определять логику музыкальных построений, видеть направление движения, ощущать интервальные расстояния, анализировать и обобщать текст. Читай аккорды снизу вверх.
- Начало крещендо — это самый тихий звук, начало диминуэндо — самый громкий.
- Если пользуешься метрономом, лучше, чтобы это был механический метроном. Движение маятника — жест дирижера.
- Правило старых мастеров: «стаккато» «ополовинивает» ноту. Любое «стаккато» должно быть пропето. Различай разные виды «стаккато», так же, как и разные виды «легато».
- Подчиняй движение рук звуковым задачам, рассчитывай их (движения), как хороший инженер.
- Выученное на память произведение продолжай изучать и по нотам. Обязательно найдется что-либо в тексте, что было тобой не замечено.
- Углубляй образную сферу исполняемого, не останавливаясь на первоначальных представлениях. Они ветшают, и пьеса звучит как избитый трафарет, шаблонно.
- Не играй бесцельно, учись ставить маленькие цели, затем — задачи, затем — сверхзадачу.
- Недостатки постановки рук ликвидируются обдуманным подбором репертуара. Репертуар ставит руку.
- Бойся «мыслишек в коротких штанишках», постоянных закруглений маленьких мотивов! Ван Клиберн говорил: «Иди через такт».
- Различай арпеджиато, близкое по звучанию к аккорду, и близкое — к арпеджио. Учи их соответственно.
- Сохраняя внимание до самого конца исполняемого произведения, ты избежишь неожиданных срывов, когда казалось бы все позади! Будь в музыке не только до последнего звука, но и чуть дольше. Обрати внимание на знак фермата, который часто стоит уже после окончания нотного текста!
- Помни, что мелочей в музыке нет. Будь чуток, внимателен, приметлив. Постоянно делай свои маленькие открытия, им нет числа!
Источник: Кузнецова Т. "Поиграем"_Занимательные упражнения для самых маленьких (2016) (ссылка ведёт на карточку в ИМ "Лабиринт").